Парадоксы коллапса

Действительно ли нам стоит готовиться к тяжелым последствиям автобума?
Дорожные заторы, запруженные машинами городские дворы, проблемные трассы... На все это привычно сетуют горожане. Однако, как утверждают ученые, мы еще только начинаем испытывать проблемы всеобщей автомобилизации. Если ситуация, складывающаяся в мировой транспортной системе, кардинально не изменится, в ближайшей перспективе планету ждет настоящий коллапс — на улицах, шоссе, железных дорогах и даже на небесных и океанских просторах, которые станут слишком тесны.

На этой неделе в США обнародованы неутешительные выводы Министерства транспорта Соединенных Штатов: авторы проведенного недавно исследования рисуют достаточно безрадужные перспективы всей транспортной системы страны. Американские аналитики перечисляют угрозы, которые вызваны самыми разными факторами и грозят завести и транспортников, и автомобилистов, и пассажиров в катастрофический тупик. Причем, утверждают специалисты, США станут хотя и первым, но далеко не последним государством, столкнувшимся с автомобильным, железнодорожным, авиационным коллапсом.

Какие же напасти предрекают ученые? И какие варианты выхода предлагают? Действительно ли и нам в Беларуси стоит готовиться к тяжелым последствиям автобума? Кто или что обеспечит прорыв из угрожающего сомкнуться кольца дорожно–транспортных проблем: люди или... роботы?

О специфике проблем, перспективах, вариантах устранения угроз рассуждают в очередном выпуске нашей полемической рубрики двое непримиримых оппонентов. Надеемся, поиски истины продолжатся с помощью читателей в разделе «Спор–площадка» на сайте www.sb.by 



Новые идеи по старым чертежам


Ты помнишь, Андрей, что когда–то 2000 год был для нас эдакими воротами в прекрасное, фантастическое будущее? В детстве я был уверен, что после этого рубежа люди станут жить на Марсе, а чадящий и ревущий транспорт уйдет в прошлое. Точнее, останется в ХХ веке. Помню, примерно в 1983 году мы в школе даже сочинение писали на тему «Как изменится мир после 2000 года». Конечно, тотальную смартфонизацию общества мы не предвидели, интернет не пророчествовали, но все как один написали, что изменится мировая транспортная система. Дорог в привычном понимании не останется: автомобили станут летать над домами, люди будут за минуты перемещаться через океаны на сверхскоростных стратосферных лайнерах, а один мальчик был убежден, что обязательно соорудят... лифт до Луны.

Но вот на дворе уже 2015–й, и что я вижу? Все так же, как и 30, и 50, и 70 лет назад, дорожники латают шоссе и улицы, по которым катятся все те же четырехколесные кибитки. Железные телеги, разве что без лошади. Хотя старинные лошадиные силы все равно остались, только теперь под капотом. Да, они напичканы электроникой, оснащены навигаторами и парктрониками, но сам принцип не изменился — руль и колеса, как в древнем «Лорен–Дитрихе» Остапа Бендера. Больше века в транспортной сфере ничего не меняется. Машина, поезд, пароход, самолет. Все. Это застой, Андрей. И то, к чему он ведет, убедительно показало исследование американских ученых и инженеров, предрекших развал всей ныне существующей системы сообщений и перевозок.

Неуклонный рост населения и его доходов влечет бурную автомобилизацию. Например, за последние 10 лет количество машин в Минске увеличилось более чем на 60 процентов. На планете средний показатель обеспеченности автомобилями на 1.000 жителей — 162 автомобиля. Но сегодня на одну тысячу минчан приходится около 400 автомобилей, тогда как нормы парковочных мест рассчитывались исходя из среднего уровня 50 машин на одну тысячу жителей. Увеличивается нагрузка на улично–дорожную сеть, снижается уровень безопасности движения, возникают заторы и дефицит парковочных мест. Да, ситуация пока не московская, где люди стоят в пробках часами, но до этого недолго осталось. А парковочные войны уже идут — блюстители своих дворов исподтишка гадят автомобилистам, борясь за жизненное пространство. Достаточно вспомнить недавний случай, когда у 11 неправильно припаркованных автомобилей кто–то изрезал покрышки... То ли еще будет. Американцы, например, предрекают скорую гибель всей транспортной инфраструктуры — мосты и дорожное полотно разрушаются быстрее, чем их успевают ремонтировать. Тут играет роль и глобальное потепление, и даже рост потребления — службы доставки различных товаров резко наращивают свои автопарки, стремясь перевезти нам как можно больше ноутбуков и продуктов. Частники неохотно вкладываются в дорожную сеть, а у государств все меньше денег на поддержание инфраструктуры в приличном состоянии.

Вывод (и я его целиком поддерживаю) прост: надо срочно менять подходы ко всей системе пассажирских и грузовых перевозок. Во–первых, обратить пристальное внимание на роботизацию транспорта. Беспилотное такси, которое можно вызвать с мобильника, будет дешевым (не надо платить зарплату водителю) и может заставить многих отказаться от личного автомобиля. Компания Google, чьи экспериментальные беспилотники за пять лет намотали 700.000 км без аварий, совсем недавно, в декабре 2014–го, выпустила первую готовую к продаже машину–робота. К чему тратиться на гараж, содержание, заправку собственного авто, если роботизированное такси за копейки доставит тебя в любую точку?

К слову, вопрос с заправкой — второй путь предотвращения грядущего коллапса. Запасы нефти небезграничны, а окружающая среда не железная — она долго не выдержит нынешних выхлопов. Чем быстрее мировой транспорт перейдет на зарядку от розетки, на электричество, тем легче будет решить проблемы и с экологией, с извечным смогом в крупных городах. Двигателю внутреннего сгорания давно уже место в музее.

Следующий важный шаг — развитие беспилотных пассажирских перевозок на большие расстояния. Для этого необходимо... вернуться в прошлое! Да–да, уже в 70–х годах ХХ века предлагалась любопытная альтернатива самолетам и кораблям. Трубопроводный транспорт, который сейчас используется только для перекачки газа и нефтепродуктов. В 1975 году советский институт «Мосинжпроект» разработал конструкцию каналов пневмотранспорта, которому не нужна уличная сеть, топливо и машинисты. Помнишь, Андрей, в старом Доме печати для связи редакции с типографией использовалась пневмопочта? В «патрон» заряжались свернутые трубкой странички и — фьють! Московские инженеры предложили тот же принцип, только для цилиндрических пассажирских вагонов, которые движутся благодаря сжатому воздуху. А еще были идеи «струнного» транспорта и поездов на магнитной подушке... Тогда от них отказались, потому что нужды не было: дорог, угля и бензина хватало, к чему огород городить? Теперь, я уверен, сама жизнь заставит вернуться к старым чертежам. И чем быстрее — тем лучше.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

После нас хоть робокоп?


Обычно по мере взросления мечты у людей меняются. Но, похоже, ты, Роман, до сих пор паришь в облаках вместе с летающими машинками своего детства. Бросай грезить! Отступать некуда — позади только телепортация. Хотя в жизни не бывает, как в повести у Василия Аксенова: «Марш теперь в Сокольники, и вот мы уже в Сокольниках!»

Очнись, дружище. Просто американский минтранс подверг ситуацию критике. А исходящие из–за океана вопли: «Мы все станем пешеходами!» — инсинуации на тему исследования. За ними лично мне видится рекламный трюк компаний, лоббирование пафосных проектов денежных мешков, которые торопятся застолбить место на рынке хайтека. В мечтах у спонсоров «умных» товаров — не решение транспортных проблем, а монополия на продажу беспилотных автомобилей, самолетов, поездов и сопутствующих им товаров. Компромат — обычное оружие конкуренции, посему пивовар стращает гуляку водкой. Селедочный король кошмарит гурмана сосисками. А изобретатель такси без руля и педалей внушает водителю, что его джип — карета прошлого, на которой далеко не уедешь.

Тебе, потенциальному оформителю кабального кредита на покупку робота–шофера, указывают якобы легкий путь из дорожного затора. Это вполне в американском стиле! Вспомни, как «легко» в Новом Свете разбирались с бандитами Дикого Запада. На помощь шерифам пришла легализация короткостволов. Однако исторический лозунг «Господь создал людей разными, а полковник Кольт уравнял их шансы» теперь звучит не горделиво, как в XIX столетии, а зловеще. Оружие вырвалось из повиновения и стало управлять маньяками.

Не хочу брать на себя роль слишком уж мрачного прогнозиста, но ты не боишься, что точно так же со временем обнаглеют и роботы? Для кого–то блокбастеры серии «Терминатор» — фантастические боевики, а для меня — аллегория, предупреждение. Не нужно, конечно, все у Кэмерона понимать буквально. Робот будущего (необязательно похожий на бодибилдера) возьмет власть без выстрелов. Однажды поутру он просто устроит человеку бойкот. Не заварит кофе. Откажется открывать шкаф. Не отвезет в офис. И твой бедолага–потомок не сможет найти нужную кнопку...

Да тут к Шварценеггеру не ходи — и так ясно, что иллюзии по поводу искусственного интеллекта, мода на дроиды рано или поздно приведут к «восстанию машин». Процесс начнется с «удобных» беспилотников, летающих автомобилей, трубопроводных хайвеев. Не заметим, как цифровым мозгам станет тесно в рамках сервильных функций и технологий. Поймав кураж, они станут самыми сильными мира сего. Радуясь поначалу электронным слугам и автомобилям для ленивых, люди будущего вдруг обнаружат себя в большой системной «пробке». Или после нас хоть робокоп?

Вот минтранс США обеспокоен запущенностью транспортной инфраструктуры: не справляются с нагрузкой и трещат по швам мосты, разрушается дорожное полотно. В то же время корпорации вкладывать «зелень» в реконструкцию явно не торопятся, потому как «социалка» убыточна. Нет денег, как ты заметил, и у государства. Как вырулить? Здесь, как мне кажется, свое веское слово скажут избиратели, подсказав республиканцам с демократами: всем сейчас из–за кризиса трудно, но в Пентагоне почему–то регулярно справляют обновки. То новый ударный беспилотник получат служивые, то «умные» снайперские комплексы прикупят, то лазерок боевой... Эх, если бы бюджетные средства, успешно освоенные генералами, шли на лечение болячек, диагностированных экспертами по транспорту, то такие, как ты, глядишь, и не обзывали бы свои машины телегами...

Теперь проведу белорусские параллели. У нас, само собой, иные горизонты. Не по карману нам содержать инкубаторы роботов. Интеллекта пока хватает и своего, к искусственному же присматриваемся со здоровым консерватизмом.

Мы не видим толстые пачки валюты, зато обязаны увидеть и внедрить множество способов решения транспортных проблем. Создание современной инфраструктуры — генеральное направление, но не единственное. Далеко не все думают о замене трамвая на ковер–самолет. Есть зарубежный опыт: у соседей по Европе успешно апробируются системы оптимизации движения общественного транспорта, упорядочения парковок. Во Франции производят трехколесные мотороллеры. В Великобритании хотят избавиться от пробок с помощью трасс, проложенных на заброшенных железнодорожных путях, которые мостят гибким покрытием из использованных автопокрышек. Бесспорный плюс «резиновой» дороги — мизерная стоимость ее обслуживания. Поврежденную панель просто заменяют.

Нужно, Роман, менять и отношение к своему авто. Отказался от ежедневной езды? Молодец! Советую также присмотреться к проектам вроде «Попутчики» — имею в виду организацию через соцсети взаимовыгодных поездок на работу с попутчиками. У американцев это называется райдшерингом и представляет симбиоз такси и маршрутки, пассажиры которой делят расходы с попутчиками. Такой сервис, естественно, немыслим без хайтека — к примеру, GPS и приложений для смартфонов. Но главное, что такие проекты показывают способность вроде бы инертных горожан к взаимовыручке. А раз так — коллапс отменяется.

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ

spetsnaz@sb.by

Советская Белоруссия № 24 (24654). Суббота, 7 февраля 2015


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter