Международный фестиваль современного театра "Открытый формат" завершился. Поначалу, наверное, никто не верил, что он возможен. Однако фестиваль состоялся. Привлек зрителя, взбудоражил критику и общественное мнение, заставил удивиться, понервничать и что-то переоценить.
Поток театральной информации, который обрушился на нас в эти дни, оказался столь велик, что осмысливать его придется очень долго. Можно сказать, что главная задача, которую ставили перед собой организаторы фестиваля - Национальный академический театр имени Янки Купалы и театральный проект "Виртуозы сцены", выполнена.
Напомним, задачей этой являлось справедливое желание поспорить с перекосом в сторону массовой культуры, который произошел у нас за последние годы. Потому можно по-разному оценивать эстетическую ценность некоторых постановок, но то, что эти спектакли - не массовая культура, очевидно. Они - сегодняшний день театра, то, чем он дышит, то, как он понимает происходящее вокруг.
Фестиваль, как и полагается хорошему проекту, расколол публику. Солидный редактор искусствоведческого журнала так прямо и охарактеризовал один из фестивальных спектаклей: "Вещь, конечно, отвратная, но очень современная". Молодые же зрители сходилось во мнении, что ничего подобного в жизни не видели, что вся жизнь перевернулась, и в минские театры они больше не пойдут...
На фестивале, кстати, была представлена крепкая белорусская программа. Спектакли Раевского, Иноземцева, Анисенко, Ереньковой, хорошо знакомые театральной публике, наверняка в рамках фестиваля приобрели даже новых поклонников.
Огорчает лишь одно: для кого-то, возможно, "Открытый формат" прошел мимо - чужим и незамеченным, знакомым только по холодной и непроницаемой телевизионной рекламной картинке. Мы часто забываем, что жизнь изменилась - стоит сделать шаг и где-то за соседним углом, в привычном здании городского театра, тебе покажут свежий московский спектакль, о который бьются лбами самые прожженные театральные критики.
Наверняка некоторым заезжим участникам фестиваля было любопытно лицезреть и нашу публику, которая вовсе не провинциальна и в чем-то уже достаточно искушенна. Центр драматургии и режиссуры, например, приезжал к нам в первый раз, и хочется верить, действительно искренне отозвался о нас как об удивительной публике.
Минский зритель не ищет в спектакле подвохов, не радуется чужим ошибкам. Он рад артистам-гастролерам, готов простить им любой промах. Он приходит в театр, чтобы получить порцию эмоций и любви. И театр для него не место тусовки, а по-прежнему - храм.
- Фестиваль, несомненно, состоялся, - говорит один из его организаторов, продюсер "Виртуозов сцены" Владимир Ушаков. - Он привлек в театр зрителя, молодого и зрелого, он создал вокруг театра ажиотаж - почти на всех постановках был аншлаг, у входа зрители спрашивали лишние билеты. И мы в общем-то довольны результатами. Мы доказали, что такие творческие форумы в Минске действительно необходимы, что они востребованы зрителем.
- Если честно, мне не совсем нравится название фестиваля, - говорит известный театральный критик Татьяна Орлова. - Формат - слово не театральное и, как мне кажется, не совсем верное. Поначалу фестиваль должен был называться "Открытый проект", и это было бы гораздо точнее. Что до программы, на мой взгляд, она подобрана грамотно и со вкусом. Эти спектакли действительно наиболее заметные из тех, которые появились за последнее время. А присутствие в программе Някрошюса, как мне кажется, говорит само за себя.
Когда-то под него был специально придуман фестиваль "LIFE", на котором он каждый год должен был представлять свой новый спектакль. Билеты стоили 300 долларов, и все они благополучно раскупались в основном иностранцами. Някрошюс ставит редко, но если ставит, то это почти всегда спектакль, о котором очень долго потом говорят.
Словом, "Открытый формат" показал, что проводить подобные мероприятия ежегодно - не роскошь, а осознанная необходимость.
Парадокс "Открытого формата"
Международный фестиваль современного театра "Открытый формат" завершился.