Парадокс "Открытого формата"

Международный фестиваль современного театра "Открытый формат" завершился.
Международный фестиваль современного театра "Открытый формат" завершился. Поначалу, наверное, никто не верил, что он возможен. Однако фестиваль состоялся. Привлек зрителя, взбудоражил критику и общественное мнение, заставил удивиться, понервничать и что-то переоценить.

Поток театральной информации, который обрушился на нас в эти дни, оказался столь велик, что осмысливать его придется очень долго. Можно сказать, что главная задача, которую ставили перед собой организаторы фестиваля - Национальный академический театр имени Янки Купалы и театральный проект "Виртуозы сцены", выполнена.

Напомним, задачей этой являлось справедливое желание поспорить с перекосом в сторону массовой культуры, который произошел у нас за последние годы. Потому можно по-разному оценивать эстетическую ценность некоторых постановок, но то, что эти спектакли - не массовая культура, очевидно. Они - сегодняшний день театра, то, чем он дышит, то, как он понимает происходящее вокруг.

Фестиваль, как и полагается хорошему проекту, расколол публику. Солидный редактор искусствоведческого журнала так прямо и охарактеризовал один из фестивальных спектаклей: "Вещь, конечно, отвратная, но очень современная". Молодые же зрители сходилось во мнении, что ничего подобного в жизни не видели, что вся жизнь перевернулась, и в минские театры они больше не пойдут...

На фестивале, кстати, была представлена крепкая белорусская программа. Спектакли Раевского, Иноземцева, Анисенко, Ереньковой, хорошо знакомые театральной публике, наверняка в рамках фестиваля приобрели даже новых поклонников.

Огорчает лишь одно: для кого-то, возможно, "Открытый формат" прошел мимо - чужим и незамеченным, знакомым только по холодной и непроницаемой телевизионной рекламной картинке. Мы часто забываем, что жизнь изменилась - стоит сделать шаг и где-то за соседним углом, в привычном здании городского театра, тебе покажут свежий московский спектакль, о который бьются лбами самые прожженные театральные критики.

Наверняка некоторым заезжим участникам фестиваля было любопытно лицезреть и нашу публику, которая вовсе не провинциальна и в чем-то уже достаточно искушенна. Центр драматургии и режиссуры, например, приезжал к нам в первый раз, и хочется верить, действительно искренне отозвался о нас как об удивительной публике.

Минский зритель не ищет в спектакле подвохов, не радуется чужим ошибкам. Он рад артистам-гастролерам, готов простить им любой промах. Он приходит в театр, чтобы получить порцию эмоций и любви. И театр для него не место тусовки, а по-прежнему - храм.

- Фестиваль, несомненно, состоялся, - говорит один из его организаторов, продюсер "Виртуозов сцены" Владимир Ушаков. - Он привлек в театр зрителя, молодого и зрелого, он создал вокруг театра ажиотаж - почти на всех постановках был аншлаг, у входа зрители спрашивали лишние билеты. И мы в общем-то довольны результатами. Мы доказали, что такие творческие форумы в Минске действительно необходимы, что они востребованы зрителем.

- Если честно, мне не совсем нравится название фестиваля, - говорит известный театральный критик Татьяна Орлова. - Формат - слово не театральное и, как мне кажется, не совсем верное. Поначалу фестиваль должен был называться "Открытый проект", и это было бы гораздо точнее. Что до программы, на мой взгляд, она подобрана грамотно и со вкусом. Эти спектакли действительно наиболее заметные из тех, которые появились за последнее время. А присутствие в программе Някрошюса, как мне кажется, говорит само за себя.

Когда-то под него был специально придуман фестиваль "LIFE", на котором он каждый год должен был представлять свой новый спектакль. Билеты стоили 300 долларов, и все они благополучно раскупались в основном иностранцами. Някрошюс ставит редко, но если ставит, то это почти всегда спектакль, о котором очень долго потом говорят.

Словом, "Открытый формат" показал, что проводить подобные мероприятия ежегодно - не роскошь, а осознанная необходимость.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter