Парад планеты

О всемирной выставке (ЭКСПО–2010)

Что: Всемирная выставка (ЭКСПО–2010)


Где: Шанхай, Китай


Когда: с 1 мая по 31 октября 2010 г.


На других посмотреть и себя показать — лейтмотив всемирной выставки (ЭКСПО). Подобные выставки всемирных достижений проводятся регулярно — в определенном смысле это «парад планеты», когда каждая страна гордо демонстрирует свои достижения всему миру. Последний раз такая выставка проводилась в 2000 году в японском городе Аичи. Китайцы не были бы китайцами, если бы не ставили перед собой сверхзадачу: провести самую лучшую выставку в истории. К своей цели они движутся уверенно: с точки зрения истории всемирных выставок, в Шанхае многое происходит впервые.


Например, впервые темой ЭКСПО стала городская среда. И хотя заявлена она была достаточно давно, особенно актуальной становится именно сейчас: эксперты считают, что к концу этого года больше половины населения земного шара (55%) будет жить в городах.


Были опасения, что мировой экономический кризис сыграет с всемирной выставкой злую шутку: мол, страны, испуганные миллионными расходами (а расходы участникам предстоят действительно немалые), будут отказываться от участия. Но «китайский фактор» и возможные дивиденды от участия перевесили желание сэкономить: ни одна страна от намерений участвовать в выставке не отказалась. Будет представлено даже пострадавшее от мощного землетрясения Гаити. Чтобы такие страны смогли приехать в Шанхай, Китай учредил специальный фонд размером 100 млн. долларов — оплата большей части расходов, связанных с участием развивающихся стран в ЭКСПО, будет идти именно оттуда.


Павильонов будет множество: национальные, региональные, тематические, международных организаций и крупных корпораций.


Многие страны сочли, что «показать себя» в Китае очень важно. Например, наша соседка Россия на последних ЭКСПО арендовала площади в готовых павильонах (как в этом году делает Беларусь), но в Шанхае решила не мелочиться и построила собственный павильон стоимостью почти 40 млн. долларов: соседские отношения обязывают.


Конкуренция между павильонами высока: каждый старается придумать что–нибудь «этакое», чтобы привлечь к себе как можно больше внимания. Небольшая Дания даже решилась привезти свой самый узнаваемый символ — скульптуру Русалочки. С момента создания в 1913 году это будет ее первый зарубежный вояж. Ну а чтобы копенгагенцы и туристы не страдали от ее отсутствия, китайцы изготовят точную копию. Заметное невооруженным глазом отличие от оригинала будет, скорее всего, одно: вездесущая надпись «сделано в Китае».


Франция организует специальный чартерный рейс, чтобы доставить в свой павильон знаменитые произведения искусства: картины Ван Гога, Сезанна, Мане, Гогена и скульптуры Родена и Милле. Лицом французского павильона будет Ален Делон — в Китае, как и у нас, его хорошо знают, хотя самым знаменитым французом остается Пьер Карден, начавший сотрудничество с Поднебесной еще в 1976 году (он, кстати, создал военную форму для Народно–освободительной армии).


Национальные и знаменательные дни — «обязательная программа» ЭКСПО. Практически каждая страна и международная организация устроит праздник в честь себя, любимой. Национальный день Беларуси назначен на 11 октября.


Но вернемся к павильонам, ведь именно они будут главной притягательной силой для посетителей. Если датчане привозят Русалочку, а французы — произведения искусства, бельгийцы хвастаются шоколадом — тамошние мастера–шоколатье будут прямо на глазах у всего честного народа создавать свои вкусные шедевры, причем в знак уважения к хозяевам — в форме китайских достопримечательностей. Ну и завершающим аккордом по павильонам–конкурентам прозвучало сообщение о том, что бельгийцы представят и свою самую блестящую продукцию — бриллианты. Еще в прошлом году они объявили о проведении конкурса на лучшее знание Бельгии — победителю достанется сверкающий камень. Не сомневаюсь, что народ уже штудирует специальную литературу. Так что Бельгия внакладе не останется: шоколадно–бриллиантовая популярность в Китае ей гарантирована и после окончания выставки.


Зато павильону США ничего «этакого» и искать не надо: во–первых, страну и так знают, а во–вторых, американский павильон на сегодняшний день — самый скандальный. Кризис настолько овладел умами американской элиты, что участие страны в ЭКСПО–2010 долгое время оставалось под вопросом. Китай даже был готов частично финансировать возведение павильона (из фонда для развивающихся стран) — потому что, несмотря на регулярно возникающие трения в двусторонних отношениях, интерес к Америке со стороны рядовых китайцев огромен. Строительство началось только после личного вмешательства госсекретаря Клинтон, призвавшей частные структуры вкладывать деньги в это мероприятие (американское законодательство запрещает использование государственных средств для участия в выставках). Уже известно, что в павильоне США будут демонстрировать новейшие голливудские технологии, и посетители смогут почувствовать себя настоящими киногероями.


Но, конечно, самым популярным павильоном будет китайский — красная (а как же!) «Корона Востока». В деле развития городов Китаю есть о чем поведать миру: в свое (правда, очень далекое) время здесь успешно функционировали хорошо спланированные и огромные по численности города. Да и сегодня в Поднебесной объявлен курс на масштабную и ускоренную урбанизацию: экономисты уверены, что через 30 лет городское население страны вырастет на 400 млн. человек. На верхний этаж «Короны» посетителей будут доставлять лифты — символы ускорения урбанизации. В «функциональной» зоне павильона будут демонстрировать новые технологии, призванные улучшить городскую среду, а в «опытной» можно будет сконструировать новый город по собственному желанию.


Несмотря на внушительные размеры, пропускная способность «Короны Востока» — не более 50 тыс. человек в день. А это означает, что 90% посетителей ЭКСПО попасть туда не смогут. «Дайте иностранцам шанс!» — призывают организаторы местных жителей и предлагают шанхайцам пойти на выставку или до ее официального открытия (китайский павильон начнет принимать гостей с 20 апреля), или после: какое–то время павильон останется открытым.


В этом призыве и заключается суть ЭКСПО–2010: это в первую очередь шанс для Китая показать миру свое новое лицо и продемонстрировать достижения. А для многих стран–участниц — возможность громко заявить о себе на быстро растущем китайском рынке.


Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ, собкор «СБ» в Китае.


Прямачя речь


Олег Якубович, заместитель министра торговли:


— Подготовительная работа к участию в этой выставке началась еще несколько лет назад. Решение об организации национальной экспозиции Беларуси на всемирной выставке «ЭКСПО–2010» принято в январе 2007 года, а в июне 2008 года был подписан контракт об участии нашего государства в ней. Правительством страны после согласования с Главой государства был одобрен вариант размещения национальной экспозиции в отдельном павильоне площадью 1 тыс. кв. м.


Благодаря усилиям нашего посольства в КНР белорусский павильон расположен в одном из самых престижных мест всемирной выставки — на площади Европы, с организаторами также достигнуты договоренности о предоставлении Беларуси части выставочной площади (500 кв. м) на безвозмездной основе и финансовой поддержке в сумме 650 тыс. долларов для организации участия в форуме.


Генеральным комиссаром от Беларуси на ЭКСПО–2010 и председателем оргкомитета назначен заместитель Премьер–министра Виктор Буря. Наиболее актуальные вопросы подготовки национальной экспозиции практически еженедельно рассматриваются в оргкомитете. Ход выполнения плана мероприятий по подготовке к выставке находится на личном контроле Премьер–министра Сергея Сидорского.


С координационным бюро ЭКСПО–2010 согласована дата проведения национального дня Беларуси на всемирной выставке — 11 октября 2010 года. Уже подготовлен проект его программы. Это будет праздник с демонстрацией национального колорита и народных традиций нашей страны.


Белорусская торгово–промышленная палата определена в качестве национального выставочного оператора на ЭКСПО–2010. Разработан проект архитектурно–технического решения и художественного оформления белорусского павильона. Огромную работу в этом направлении провели Министерство архитектуры и строительства, институт «Минскгражданпроект».


В результате проведенного в 2009 году конкурса заключен контракт с китайской компанией Exhibit Works of Shanghai, Ltd на строительство национальной экспозиции Беларуси на ЭКСПО–2010. Эта компания с учетом особенностей китайского законодательства доработала и согласовала с координационным бюро ЭКСПО–2010 проектную документацию и уже приступила к монтажу белорусской экспозиции.


Тематика выставки «Лучше город — лучше жизнь» очень верно определяет социальную направленность нашего государства, стремящегося сделать жизнь простых людей лучше. Своими экспонатами, кино– и фотосюжетами мы покажем, что жить в Беларуси комфортно. Министерством культуры совместно с Белорусским видеоцентром и Белтелерадиокомпанией созданы видеоролики, в которых отражены история развития государства, больших и малых городов Беларуси, современная городская жизнь. Министерство информации завершает создание брошюр и буклетов, которые будут использоваться на выставке. В кино– и фотосюжетах, а также печатных изданиях мы покажем наши ухоженные и чистые города и села, удивительно красивую природу, девственные леса, голубые озера и реки... Каждый, кто хоть раз побывал в Беларуси, навсегда запомнит, какие добрые и гостеприимные люди живут в нашей стране.


Совместно с облисполкомами и Минским горисполком разработана программа выступлений творческих коллективов областей. Они будут ежемесячно сменять друг друга на протяжении всего периода выставки и подарят ее посетителям незабываемые встречи с прекрасным.


Министерство спорта и туризма разработало туристические маршруты для посещения Китая в период выставки, запланировано проведение лотереи, главным призом которой будет путевка для всей семьи в Шанхай на ЭКСПО–2010. Часть средств от лотереи предполагается направить на финансирование расходов по организации национальной экспозиции.


Предполагается, что в период работы выставки представители научной, культурной и деловой общественности Беларуси смогут провести в белорусском павильоне встречи на всех уровнях, что будет способствовать налаживанию деловых связей как с китайскими партнерами, так и с представителями других государств, а также привлечению в страну инвестиций.


(Из интервью корреспонденту БЕЛТА.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter