28 февраля Папа Римский Бенедикт XVI добровольно покинул Святой престол. Событие это признано беспрецедентным. Действительно, за всю историю католической церкви наберется буквально пару эпизодов подобного рода. В 1294 году отрекся Папа Целестин V. В 1415 году от понтификата отказались Григорий XII и "антипапа" Иоанн XXIII. Произошло это в период внутрицерковной смуты, когда на Святой престол претендовали сразу два центра власти, находившихся в Риме и Авиньоне. С тех пор Римские Папы покидали Святой престол только в силу естественных причин. Поэтому неожиданное отречение Бенедикта XVI наделало немало шума.
Относительно недолгая эпоха Бенедикта XVI - всего восемь лет - представляет собой качественно иной этап в жизни католической церкви в сравнении с понтификатом его предшественника Иоанна Павла II.
Новое время с его верой в науку, разум и прогресс существенно ограничило роль и влияние Церкви (не только католической, но и любой другой) в жизни общества. Начинало даже казаться, что Церковь и вовсе отомрет как изживший себя и больше не нужный человечеству институт. Против Церкви и религии как "опиума для народа" восстал революционный марксизм, форсированно приблизить конец религии попытались большевики, уничтожая храмы и преследуя священников. Однако полностью вытеснить религиозное сознание так и не удалось. Во-первых, потому, что наука так и не смогла ответить на все вопросы о тайнах мироздания, что оставило пространство для веры в мистическое и сверхъестественное. Во-вторых, как показала история ХХ века, голый технический прогресс без искры Божией может привести к страшным, невиданным по масштабам злодеяниям.
Поэтому во второй половине ХХ века Церковь нашла свою нишу в современном обществе и, как казалось, даже перешла в контрнаступление. Во всяком случае, рост авторитета католической церкви при Иоанне Павле II, религиозное возрождение в странах бывшего СССР после падения коммунизма заставляли так думать. В связи с этим американский политолог С.Хантингтон даже провозгласил, что на смену идеологическому противостоянию социализма и капитализма придет столкновение цивилизаций, консолидированных на религиозной основе.
Однако никакого столкновения цивилизаций на религиозной основе не случилось, а религиозное возрождение конца ХХ века вновь сменилось ощущением кризиса христианской религии. Дыхание кризиса чувствуется как в западной, так и в восточной частях христианского мира.
В католическом мире новая волна кризиса совпала с понтификатом Бенедикта XVI, что особенно контрастировало с весьма успешной эпохой Иоанна Павла II. Иоанн Павел, оставаясь верным консервативным христианским традициям, вместе с тем сумел по-своему модернизировать Церковь, вписать ее в мир современной политики, сделать так, чтобы к голосу Церкви вновь прислушивались. Во многом это было связано с личной харизмой понтифика. Во многом этому способствовал контекст "холодной войны", когда традиционная религиозность противопоставлялась безбожному коммунизму, и особенно эффектным такое противопоставление было в странах социалистического лагеря с сильной католической традицией - Польше, Венгрии, Словакии. Наконец, само общество тогда было гораздо ближе к традиционным христианским ценностям и морали, нежели сейчас. Нет, при Иоанне Павле II уже вовсю бушевали сексуальная революция, всевозможное раскрепощение и борьба за права меньшинств, однако мейнстримом политической культуры все эти явления стать тогда не успели.
При Бенедикте XVI все эти тенденции, только обозначившиеся при его предшественнике, начали приносить обильные плоды. В современном мире, где требования политкорректности и толерантности нередко доходят до абсурда, находить компромисс между религиозными и светскими ценностями оказывается все труднее. Вновь обострился вопрос, насколько и в какой степени должна модернизироваться Церковь и нужна ли ей некая модернизация вообще. Требования светских властей к Церкви становятся все менее приемлемыми. Правящие круги ЕС отказались принять формулу о христианских корнях европейской цивилизации. В некоторых странах предпринимаются попытки убрать из празднования Рождества христианскую подоплеку - чтобы не оскорблять чувства других верующих. Церковь все более настойчиво призывают признать в качестве нормы гомосексуализм и однополые браки.
Вскрылись многие внутренние болезни католической Церкви, активно используемые против нее недоброжелателями: громоздкость и забюрократизированность церковной иерархии, соперничество и интриги между группировками кардиналов, скандал со священниками-педофилами.
Уход Бенедикта зачастую воспринимается как признание бессилия перед лицом этих и других проблем. Однако это может считаться и знаком внутреннего обновления. Глава католической церкви, как и любой другой крупной конфессии, - фигура публичная. Когда в роли первосвященника оказывается немощный старец и его немощь находится под постоянным прицелом сотен фото- и телекамер, это так или иначе подрывает авторитет и престиж Церкви. Все хорошо помнят, в каком плачевном состоянии находился предыдущий понтифик в свои последние годы. Понимая это, Бенедикт ушел достойно и своевременно, освобождая дорогу свежим силам, способным изменить ситуацию в Церкви к лучшему.