Папа может...

28 февраля Папа Римский Бенедикт XVI добровольно покинул Святой престол...

28 февраля Папа Римский Бенедикт XVI добровольно покинул Святой престол. Событие это признано беспрецедентным. Действительно, за всю историю католической церкви наберется буквально пару эпизодов подобного рода. В 1294 году отрекся Папа Целестин V. В 1415 году от понтификата отказались Григорий XII и "антипапа" Иоанн XXIII. Произошло это в период внутрицерковной смуты, когда на Святой престол претендовали сразу два центра власти, находившихся в Риме и Авиньоне. С тех пор Римские Папы покидали Святой престол только в силу естественных причин. Поэтому неожиданное отречение Бенедикта XVI наделало немало шума.


Относительно недолгая эпоха Бенедикта XVI - всего восемь лет - представляет собой качественно иной этап в жизни католической церкви в сравнении с понтификатом его предшественника Иоанна Павла II.


Новое время с его верой в науку, разум и прогресс существенно ограничило роль и влияние Церкви (не только католической, но и любой другой) в жизни общества. Начинало даже казаться, что Церковь и вовсе отомрет как изживший себя и больше не нужный человечеству институт. Против Церкви и религии как "опиума для народа" восстал революционный марксизм, форсированно приблизить конец религии попытались большевики, уничтожая храмы и преследуя священников. Однако полностью вытеснить религиозное сознание так и не удалось. Во-первых, потому, что наука так и не смогла ответить на все вопросы о тайнах мироздания, что оставило пространство для веры в мистическое и сверхъестественное. Во-вторых, как показала история ХХ века, голый технический прогресс без искры Божией может привести к страшным, невиданным по масштабам злодеяниям.


Поэтому во второй половине ХХ века Церковь нашла свою нишу в современном обществе и, как казалось, даже перешла в контрнаступление. Во всяком случае, рост авторитета католической церкви при Иоанне Павле II, религиозное возрождение в странах бывшего СССР после падения коммунизма заставляли так думать. В связи с этим американский политолог С.Хантингтон даже провозгласил, что на смену идеологическому противостоянию социализма и капитализма придет столкновение цивилизаций, консолидированных на религиозной основе.


Однако никакого столкновения цивилизаций на религиозной основе не случилось, а религиозное возрождение конца ХХ века вновь сменилось ощущением кризиса христианской религии. Дыхание кризиса чувствуется как в западной, так и в восточной частях христианского мира.


В католическом мире новая волна кризиса совпала с понтификатом Бенедикта XVI, что особенно контрастировало с весьма успешной эпохой Иоанна Павла II. Иоанн Павел, оставаясь верным консервативным христианским традициям, вместе с тем сумел по-своему модернизировать Церковь, вписать ее в мир современной политики, сделать так, чтобы к голосу Церкви вновь прислушивались. Во многом это было связано с личной харизмой понтифика. Во многом этому способствовал контекст "холодной войны", когда традиционная религиозность противопоставлялась безбожному коммунизму, и особенно эффектным такое противопоставление было в странах социалистического лагеря с сильной католической традицией - Польше, Венгрии, Словакии. Наконец, само общество тогда было гораздо ближе к традиционным христианским ценностям и морали, нежели сейчас. Нет, при Иоанне Павле II уже вовсю бушевали сексуальная революция, всевозможное раскрепощение и борьба за права меньшинств, однако мейнстримом политической культуры все эти явления стать тогда не успели.


При Бенедикте XVI все эти тенденции, только обозначившиеся при его предшественнике, начали приносить обильные плоды. В современном мире, где требования политкорректности и толерантности нередко доходят до абсурда, находить компромисс между религиозными и светскими ценностями оказывается все труднее. Вновь обострился вопрос, насколько и в какой степени должна модернизироваться Церковь и нужна ли ей некая модернизация вообще. Требования светских властей к Церкви становятся все менее приемлемыми. Правящие круги ЕС отказались принять формулу о христианских корнях европейской цивилизации. В некоторых странах предпринимаются попытки убрать из празднования Рождества христианскую подоплеку - чтобы не оскорблять чувства других верующих. Церковь все более настойчиво призывают признать в качестве нормы гомосексуализм и однополые браки.


Вскрылись многие внутренние болезни католической Церкви, активно используемые против нее недоброжелателями: громоздкость и забюрократизированность церковной иерархии, соперничество и интриги между группировками кардиналов, скандал со священниками-педофилами.


Уход Бенедикта зачастую воспринимается как признание бессилия перед лицом этих и других проблем. Однако это может считаться и знаком внутреннего обновления. Глава католической церкви, как и любой другой крупной конфессии, - фигура публичная. Когда в роли первосвященника оказывается немощный старец и его немощь находится под постоянным прицелом сотен фото- и телекамер, это так или иначе подрывает авторитет и престиж Церкви. Все хорошо помнят, в каком плачевном состоянии находился предыдущий понтифик в свои последние годы. Понимая это, Бенедикт ушел достойно и своевременно, освобождая дорогу свежим силам, способным изменить ситуацию в Церкви к лучшему.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter