В верховной раде Украины подрались депутаты от Компартии и партии «Свобода»

Паны дерутся, у граждан чубы трещат

Маленький нюанс большой политики: вчера в верховной раде подрались депутаты от Компартии и партии «Свобода»...
Маленький нюанс большой политики: вчера в верховной раде подрались депутаты от Компартии и партии «Свобода».

Поводом для безобразной рукопашной послужила речь Петра Симоненко, который выступил с обвинениями в адрес нынешних киевских руководителей. Симоненко заявил, что они способствуют расколу Украины и уничтожению ее независимости. Комментируя последние события на востоке страны, он упрекнул украинское руководство: «Вы сегодня вооруженных людей бросили на тех, кто мирным путем отстаивал свои интересы. Вы запугиваете людей и арестовываете».

В ответ депутаты из ныне правящей партии «Свобода» подбежали к трибуне и вытолкали с нее Симоненко. На помощь коллеге к трибуне сбежались депутаты от Компартии, а также Партии регионов. Завязалась потасовка, за которой вчера в прямом эфире наблюдала вся страна. Граждане в растерянности — если политики не могут между собой договориться, то как после этого будут вести себя те, кто сегодня идет стенка на стенку на площадях?

Напряжение на юго–востоке Украины нарастает. Вчера спецподразделение «Ягуар» предприняло штурм Харьковской областной госадминистрации, арестовав около 70 засевших там активистов. «Антитеррористическая операция», как называют ее в Киеве, скорее всего, не ограничится Харьковом. В восточные и южные регионы Украины уже прибыли дополнительные спецподразделения милиции из других частей страны.

«Ягуары», «Соколы», «Беркуты» — в политике соседней страны все чаще прибегают к сильным выражениям в прямом и переносном смысле. Силовой вариант разрешения политического конфликта уже перестал быть гипотетическим.

Парламент Украины принял закон об ужесточении уголовной ответственности за сепаратизм. В частности, действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя и захват государственной власти, будут караться лишением свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.

...Это действия в духе Тараса Бульбы — я тебя породил, я тебя и убью. Ужесточение ответственности за насильственное изменение конституционного строя ставит точку в эпохе «цветных революций». Политтехнологии, дестабилизирующие страну, поставлены вне закона. Оранжевый сценарий, первопроходцем которого на постсоветском пространстве была именно Украина, закончился тем, чем закончился. Страну раздирают на куски...

Сегодня даже самые ангажированные киевские политологи, которые раньше пропагандировали «цветные революции», признаются: нынешние проблемы юго–востока — следствие слабости украинской государственности. Украинское государство сильно ослабло после февральского переворота, а сегодня оно и вовсе стоит перед угрозой распада. Такую мысль высказал один из известных политологов Вадим Карасев, который, впрочем, как и многие представители украинского политикума, усматривает в событиях на юго–востоке Украины «пророссийский след».

Кстати, если уж говорить о «пророссийских силах», то я ни разу не слышала однозначного официального заявления Москвы о том, что она готова присоединить к себе восточные и южные земли Украины. Российское руководство не раз заявляло, что: а) оно не потерпит насилия против своих соотечественников, б) готово в критический момент поддержать их. Собственно, отсюда и родилась идея федерализма, так активно поддержанная в Донецке, Харькове и других знаковых городах. Очевидно, что поддержка русских здесь имеет огромное значение для внутриполитической ситуации в самой России. Тут уж читайте и перечитывайте Макиавелли, в каких случаях государь должен быть лисой, а в каких — львом...

Но та же проблема — баланса между силой и мудростью — стоит сегодня и перед киевскими властями. Отбросим вопрос с федерализацией, просто потому, что федерация — это союз, требующий общего согласия. До этого в стране еще очень и очень далеко.

Задумаемся о другом. Возможно ли существование украинского государства исключительно в формате одной идеологии? Сейчас это чрезмерный национализм. Именно на него делали ставку все украинские руководители, выстраивая самостоятельное государство. Идея сильной нации была своего рода заменой сильной и ответственной власти, которой всегда не хватало в Украине. Надо признать, национальное самосознание, хотя и гипертрофированное, у наших соседей есть.

Но в то же время есть и русский язык. И общая с соседями история. И общее экономическое пространство. Что с этим делать?

Непростой вопрос. И думается, сегодня перед лицом пророссийского востока и юга Украине как минимум надо отказаться от нациократии и найти другую связующую всех идею.

Мне кажется, поиск этих новых идей составляет главное рациональное зерно нынешней предвыборной кампании в Украине (если отделить от нее плевела олигархических интересов и крайне радикальной идеологии). Кстати, один из кандидатов в президенты, Порошенко, возможно, сам не сознавая того, сформулировал момент выбора. Дословно он сказал так: «Выбирая между вступлением в НАТО и сохранением единства страны, я выбираю сохранение единства».

Сегодня многие политологи в Киеве говорят о необходимости национального консенсуса по таким вопросам, как внеблоковый статус страны, интеграция как с Европейским, так и с Таможенным союзом. Обсуждается прекращение незаконной деятельности ультранационалистических группировок — многие понимают, что Степан Бандера не является героем всех украинцев.

Этими фигурами надо жертвовать, чтобы выиграть всеукраинскую партию.

Есть и другой путь — выключить из «украинского проекта» всех несогласных. Но это вариант разве что для политических самоубийц.

Советская Белоруссия №66 (24449). Среда, 9 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter