"Панорама": прогулка по аллее звезд

Минск уже третий день - столица Международного фестиваля театрального искусства "Панорама".
Итак, Минск уже третий день - столица Международного фестиваля театрального искусства "Панорама". И если вы еще пребываете в неведении, спешим вас встряхнуть от обывательской хандры и немедленно направить в театральную кассу - фестиваль продлится до 23 октября. Чего ожидать от "Панорамы", спрашиваете вы? Непредсказуемый микс, объединивший мюзикл, психологический театр и театр абсурда. "Разбор полетов" будет после, пока же пройдемся по аллее заезжих звезд. Какие "флаги" в гости к нам?



Дмитрий Певцов - демон в плавочках

Знаменитый продюсер мюзиклов "Кошки" и "Фантом оперы" сэр Камерон Макинтош позволил российским режиссерам "Иствикских ведьм", которым он продал права на постановку, неслыханную дерзость: импровизировать. То есть придумать собственные оригинальные декорации, мизансцены, танцы и спецэффект. Дальновидное великодушие. Ведь известно, каким анекдотом обернулся точный перенос бродвейского "Чикаго" на московскую сцену. Российская публика специфична. Она требует от жанра особых обаяния и душевности. Особенно в мюзикле "Иствикские ведьмы" - ведь одноименный фильм с Николсоном, Шер, Пфайфер и Сарандон не сотрешь из памяти.

Можно сказать, в российской версии "Иствикских ведьм" все действительно по-русски. Ведьм из Иствика играют ленкомовка Анна Большова, вахтанговка Нонна Гришаева и Анна Невская из Центра режиссуры и драматургии. Однако главный "манок" мюзикла - Дмитрий Певцов в роли дьявола. Когда он появляется на сцене в блестящих плавках, с неотразимой коварной улыбкой и столь же неотразимо волосатой грудью, женщины стонут от восхищения, мужчины - от зависти. Премьера "Иствикских ведьм" была заявлена в Москве как главный мюзикл 2003 года. Безусловно, свою роль сыграли трюки. Ведьмы летают на тросах. И эротические мизансцены - эффектная возня в импровизированном болоте. И доступный юмор. И красный, отороченный мехом лимузин Ван Хорна. Но все же основное достоинство музыкального спектакля - это классическая школа русского театра, которой блистательно владеют "демон" и его подруги. И даже мораль у "Ведьм" типично славянская. Вот что по этому поводу говорит сам Певцов: "Для меня это история о том, что внутренние проблемы нельзя решить внешними способами. Пройдя путь некоей иллюзорной любви, они поняли, что решение находится внутри них самих".

Творческий девиз: "Не стоит бояться своей судьбы".



Владимир Мирзоев - жонглер подтекстов

До появления Жолдака режиссер Мирзоев с полным правом имел титул главного театрального хулигана. Закончив ГИТИС по курсу режиссуры цирка, он привнес в театр его безумство.

Василий Лановой публично выступал против Мирзоева в прессе, сказав, что его постановки оскорбляют академические стены Вахтанговского театра. После этого Мирзоев проработал около года художественным руководителем Театра имени Станиславского. Недавно со скандалом покинул и этот почетный пост. Последняя премьера - "Король Лир" с Виктором Сухоруковым и Сухановым.

Представленный на "Панораме" спектакль по пьесе Людмилы Улицкой "Семеро святых из деревни Брюхо" сам Мирзоев называет первой медитацией о русском юродстве.

Творческий девиз: "Лучше потрясения на сцене, чем в жизни".



Коршуновас - высоконравственный террорист

35-летний режиссер Оскар Коршуновас чрезвычайно моден среди литовской молодежи и продвинутых западных театралов. Лауреат массы международных фестивалей и самой престижной на сегодня театральной премии "Европа - театру" в номинации "Новая реальность". Мастер тактичного эпатажа, обнаруживший, что "нравственность - это тоже терроризм". Прославился еще в студенческие годы спектаклем "Там быть здесь" по текстам Хармса и обэриутов. Позже встряхнул общественность революционной постановкой "Мастера и Маргариты", где главным персонажем вывел Ивана Бездомного - именно ему, молодому, старый Мастер передает свою рукопись на доработку. Наконец, создал свой театр, который в Литве бывает нечасто - Коршуноваса сейчас наперебой оспаривают друг у друга самые солидные театры и фестивали Европы.

"Нынешнее поколение уже не хочет медитировать, сонно наблюдая за еле развивающимся действием. Все должно происходить быстро", - так определяет свой творческий принцип этот скандальный режиссер.

В его версии "Ромео и Джульетты" две конкурирующие пекарни - Монтекки и Капулетти - месят тесто в ритме рок-н-ролла прямо на сцене. У кого-то тесто выходит лучше, это и становится основанием для затяжной вражды. Хотя оснований для нее как будто никаких, ведь все люди - из одного теста... Творческий девиз: "Зрителю по горло надоело знать все заранее".

Богдан Ступка - многоликий "гетман"

Матерый человечище, гениальный актер, бывший министр культуры Украины. Фактурный, роскошный, характерный, легкий и взрывной одновременно. Триумфальное возвращение в кинематограф после некоторого затишья: "Водитель для Веры" Павла Чухрая, "Огнем и мечом" Ежи Гофмана, "Свои" Дмитрия Месхиева. Последний приз - Московского МКФ за лучшую мужскую роль. Активно снимается в национальных проектах украинского кино - "Чорна рада", "Борис Хмельницкий", скандальный "Мазепа", где сыграл того самого гетмана. Из последних театральных работ - спектакль на двоих с Лией Ахеджаковой "Старосветская любовь". "Царя Эдипа" Софокла режиссер Роберт Стуруа ставил специально "на Ступку".

Творческий девиз позаимствовал у украинского классика Ивана Франко: "Жизнь коротка, искусство бесконечно и творчество измерить не дано".



Роберт Стуруа - тбилисский Софокл

Сдержанный, ироничный, как большинство грузинских художников. Мягкий монстр режиссуры с тонким мироощущением мизантропа. Лауреат всевозможных премий, народный артист Советского Союза и Грузии.

Стуруа - из "сложных" режиссеров. Его спектакли - не развлечение. С его именем связана мировая слава театра, им создан собственный театр - "театр Стуруа". Его комедии - фарс, а трагедии - катастрофы. За плечами - около 100 спектаклей по всему миру, в том числе и многочисленные оперные постановки. Знаменитым проснулся в 1965 году после выхода "Всемирного процесса" по пьесе Миллера. "Царь Эдип", который он поставил в Киеве, идет с постоянными аншлагами, как и все спектакли мастера. Но вряд ли нам удастся расшифровать все режиссерские знаки Стуруа. В этом-то и прелесть.

Творческий девиз: "Театр отнимает все и берет тебя целиком".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter