Пангасиус и тилапия: почему запретили ввоз?

В Беларусь временно запрещен ввоз филе пресноводных рыб пангасиуcа и тилапии. Такое решение приняла межведомственная комиссия по определению импортеров пресноводной рыбы и продуктов переработки рыбы и морепродуктов. Запрет будет действовать в течение нынешнего года.

В Беларусь временно запрещен ввоз филе пресноводных рыб пангасиуcа и тилапии. Такое решение приняла межведомственная комиссия по определению импортеров пресноводной рыбы и продуктов переработки рыбы и морепродуктов. Запрет будет действовать в течение нынешнего года. Затем, в зависимости от ситуации на рынке, комиссия может вернуться к рассмотрению этого вопроса. Зачем и Пангасиус и тилапия: почему запретили ввоз? фотопочему введен запрет на поставки импортного филе? Что потребителям предлагается в качестве альтернативы? На эти и другие вопросы ответили специалисты Министерства торговли. А белорусские рыбоводы рассказали, почему мы до сих пор потребляем свежей рыбы меньше, чем в других странах. Мы узнали и о том, почему на прилавках наших магазинов практически отсутствует охлажденная потрошеная рыба.

 

Ввоз в нашу страну филе пресноводных рыб пангасиуcа и тилапии запрещен. Каковы причины такого решения межведомственной комиссии по определению импортеров пресноводной рыбы? И что потребителям предлагается взамен относительно дешевого импортного продукта? На эти и другие вопросы по реализации рыбы ответили специалисты Минторга и Департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода.

– Решение о временном запрете на ввоз филе пангасиуcа и тилапии принято с целью поддержки отечественных производителей, чтобы они смогли реализовать свою продукцию и расширить производство переработки рыбы, – сообщила начальник отдела управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли Татьяна Краснюк. – А еще в связи с необходимостью увеличения поставок филе мороженой морской и океанической рыбы.


Специалист отметила, что белорусский рынок пресноводной рыбы и мороженого филе, поставляемого из-за пределов республики, захватывают поставщики филе пангасиуса (Вьетнам) и тилапии (Китай). Спрос населения на эту рыбу объясняется сравнительно низкой ценой, но филе пангасиуса содержит около 35 процентов ледяной глазури.


По словам Татьяны Краснюк, запрет на ввоз импортного филе временный, рассчитан на год, и это не отразится на обеспечении рыбой внутреннего рынка, поскольку, кроме отечественной продукции (филе карпа и толстолобика), в продаже есть еще и филе минтая, наваги, морского окуня, трески и другой рыбы. А если будет недовольство покупателей по поводу отсутствия на рынке этой продукции, межведомственная комиссия может вернуться к рассмотрению данного вопроса при определении импортеров на 2012 год.

 

А что взамен?


Белый амур, толстолобик, сом, линь, щука, карась и, конечно же, карп.
– В 2010 году мы получили рекордную цифру по урожаю прудовой рыбы – 16,2 тысячи тонн, – рассказал заместитель директора департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Беларуси Викентий Завадский. – Примерно 10 тысяч тонн рыбы готовы продать живьем, остальную планируется поставить в торговую сеть в переработанном виде.


И хотя по-прежнему основной удельный вес в произведенной рыбе принадлежит карпу, но ассортимент расширяется и уже 21 процент занимают другие виды. В этом году планируется увеличить объемы переработки до 2,5 тысячи тонн, а в перспективе – и до 3 тысяч. Это будет достигнуто за счет создания новых перерабатывающих цехов. «Причем это объемы производства, рассчитанные на одну смену, а при повышении спроса мы можем работать в две смены и увеличить объемы выпуска в два раза», – сказал Викентий Завадский.

 

Есть товар – а где купец?


Логично было бы предположить, что производитель товар производит, а торговля реализует. С рыбой все иначе. Основной ее объем (в живом виде) реализуют сами же производители – с машин. В минувшем году таким образом продали 61 процент произведенной рыбы. И лишь 18 процентов – через торговую сеть Минторга. Хотя справедливости ради стоит сказать, что это на 16 процентов больше, чем было продано в 2009 году. Остальное реализовали предприятия Белкоопсоюза и прочие организации.


– На этот год подписано соглашение с Минторгом об увеличении количества аквариумов в магазинах и поставок переработанной рыбы, – рассказал Викентий Завадский. – Торговля взяла на себя обязательства в нынешнем году реализовать 11,5 тысячи тонн прудовой рыбы. Цифра значительная, если учесть, что в минувшем было реализовано всего 4,5 тысячи тонн. Есть договоренность и с Белкоопсоюзом на поставку нашей прудовой рыбы во все сельские магазины. Думаю, 2011 год в Беларуси станет переломным моментом в ее реализации.

 

Цена вопроса


Оптимизм представителя департамента радует. Ведь рыбы мы явно недополучаем. Но потребителя ведь волнует еще и цена вопроса. А она такова. Рыбхозы поставляют в торговлю филе толстолобика по 15-16 тыс. руб. за кг, карпа – по 18-19 тыс. Торговая наценка на переработанную пресноводную рыбу разрешена до 30 процентов, живую – до 23. В результате килограмм филе отборного карпа в Минске можно купить за 22-23 тысячи рублей. К слову, филе пангасиуса стоит 12-13,5 тысячи.


– В прошлом году комбикорм для рыбы стоил 650 рублей за кг, сегодня – 850, – рассказал Викентий Завадский. – Но если не будет никаких кризисов и эту разницу государство рыбхозам компенсирует (что запланировано), то и цена филе уменьшится. А продаваться живая рыба должна не в 1025 магазинах, а во всех 6,6 тысячи, которым разрешена торговля рыбой. Если этот вопрос решим, наша рыба будет доступна всем. А ресурсов у нас предостаточно, чтобы круглый год обеспечивать население свежей рыбой.

 

Продается то, что выгодно


О том, что блюда из свежей рыбы не только вкусны, но и полезны, все мы хорошо знаем. Но наряду с преимуществами она имеет и свои недостатки.


Знаю по собственному опыту, что иной раз и хотелось бы побаловать семью блюдом из свежей рыбки, но ведь для этого придется сначала (выражаясь деликатно) лишить ее чувств. Да и кухня после чистки уделывается так, что потом целый день отмывать приходится. То ли дело потрошеная рыба. Принес из магазина – и сразу на сковороду. Быстро, чисто, вкусно! Но проблема в том, что в магазинах такой рыбы просто-напросто нет. Красная (в гипермаркетах) не в счет. Цена там – не для слабонервных. О поставках из-за рубежа тоже промолчим, хотя Балтика всего в каких-то 200 км. Но ведь и охлажденной продукции наших родных рыбхозов в магазинах тоже днем с огнем не сыщешь. Почему в продаже практически отсутствует охлажденная потрошеная рыба, я спросила у представителя Минторга Татьяны Краснюк. Вот что она ответила:


– Она импортируется, но из-за малых сроков реализации в незначительных объемах и в основном дорогостоящая. Есть и наша рыба. Ее разделывают в крупных магазинах и продают во льду. Но наши рыбхозы ее нам почти не предлагают.


А вот что говорит заместитель директора департамента по мелиорации и водному хозяйству Викентий Завадский:


– Мы поставляем охлажденную потрошеную рыбу в крупные магазины, где есть прилавки со льдом. Но их мало. Сами рыбхозы такие прилавки не установят, поскольку работают с очень низкой рентабельностью (1-2 процента). Но поставлять в торговые организации охлажденную потрошеную рыбу мы можем в неограниченном количестве. Проблема в том, что торговля не готова ее реализовывать. Рыбхозам просто не поступают такие заявки. Обычно заказывается живая рыба и замороженное филе.

 

P.S. Удивительного тут ничего нет. Все логично. Торговля действует по принципу «не навреди себе». Ведь живая потрошеная рыба должна быть реализована не более чем за 48 часов. Чего ради магазину рисковать? То ли дело – живая. Если и перевернется в аквариуме животиком вверх (корреспондент «ЗН» это лично наблюдала в одном из столичных гипермаркетов), то ее… нет, не выбросят – а кулинарный цех зачем? Очистят там рыбку, поджарят – и пойдет она в продажу за милую душу. Да еще по какой цене! На кулинарный продукт ведь наценка совершенно иная. Есть и другой выход: рыбку можно выпотрошить (на всякий случай обезглавить – портится ведь с головы) и выложить на реализацию в охлажденном виде.
Думаете, это все фантазии журналиста? Отнюдь, мои предположения подтвердил и представитель департамента. Как бы там ни было, но очень хотелось бы надеяться, что свежая живая рыба все-таки совсем скоро станет более доступной белорусам.


Людмила ШЕСТОКОВИЧ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН», БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter