Пандемия рано или поздно закончится, но вот что станет с Евросоюзом?

Даже самые большие евроэнтузиасты цепенеют, слушая, как лидеры ЕС ставят ультиматумы друг другу

Евросоюз рискует провалиться как проект из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, заявил премьер Италии Джузеппе Конте. И это сказал не отъявленный евроскептик Сальвини, а самый верный приверженец евроинтеграции…


Премьер Испании Педро Санчес также призвал Евросоюз к решительным совместным действиям в борьбе с коронавирусом, заявив, что на кону — будущее ЕС.

— Мы столкнулись с худшим кризисом нашего поколения. На кону — будущее европейского проекта, мы выбираем между скоординированным и солидарным ЕС и индивидуализмом, — написал премьер Испании Санчес в Twitter.

Он потребовал «общего ответа на эту чрезвычайную ситуацию».

И Санчес также не относится к критикам Евросоюза, скорее, наоборот. Но сегодня и он, и Конте вынуждены реагировать так, как реагируют. Иначе избиратели не поймут.

Увы, Брюссель скрылся от наиболее пострадавших и экономически слабых стран за высоким забором заградительных мер, оставив итальянцев один на один со своей слабой системой здравоохранения.

Рим попросил задействовать механизмы ЕС по гражданской обороне для экстренных поставок в Италию медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты, но ни Брюссель, ни страны — члены ЕС на этот призыв поначалу не отреагировали. Более того, Германия и Франция ограничили экспорт гигиенических масок.

— Эта Европа стала нулем. Нет братства, нет солидарности. Когда Италия нуждается в ней, Европа исчезает, — заявил в этой связи лидер итальянских евроскептиков Маттео Сальвини.

В Италии стали популярны флешмобы, в ходе которых люди снимают флаги Евросоюза. А политики резко раскритиковали Евросоюз за промедление в принятии мер по преодолению последствий пандемии.

С точки зрения Италии и Испании оптимальным вариантом был бы выпуск общеевропейских бондов для привлечения кредитов. Но федеральный канц­лер Германии Ангела Меркель ответила с бюргерской невозмутимостью, что  никакого  общего долга для стран — членов ЕС, так называемых корона­облигаций, для помощи самым пострадавшим странам не будет.

— Я не считаю, что мы должны иметь общий долг в связи с ситуацией в нашем политическом объединении, поэтому мы отвергаем эту идею, — рассказала она во время пресс-конференции.

В интервью итальянской прессе Конте рассказал, что они с канцлером Германии Ангелой Меркель оказались в «жесткой откровенной конфронтации».

Президент Франции Эммануэль Макрон в тон не исключает вариант развала Евросоюза:

— На карту поставлено выживание европейского проекта. Риск, с которым мы сталкиваемся, — это конец Шенгенской зоны.

С такими словами, по данным Reuters, французский лидер обратился к своим иностранным коллегам.

Но вместо того чтобы искать сегодня взаимопонимание, евросоюзовские чиновники с упорством продолжают политику преследования неугодных.

Так, шквал критики они обрушили на Венгрию, где принят закон о чрезвычайном положении. Почему-то брюссельские чиновники усмотрели в этом угрозу верховенству закона, хотя сами прибегали к чрезвычайным мерам, закрыв границы и ограничив  транспортное сообщение. И напрасно венгерский парламент пытается доказать, что в любой момент может снять чрезвычайный режим и никакой угрозы демократии тут нет.

Вице-председатель Еврокомиссии Вера Йоурова пригрозила использовать новый инструмент для наведения порядка. А именно обусловленность деньгами ЕС…  Цитирую ее слова:

— И если кто-то не понимает, почему мы должны отстаивать наши ценности, возможно, он поймет язык денег.

Что на это скажешь? В семье так себя не ведут, а ЕС, по убеждению его идеологов, был именно европейской семьей.

Австрийский канцлер Себастьян Курц предупредил, что Евросоюз должен быть готов «к серьезному разговору после кризиса с коронавирусом».

И похоже, он прав. Если сегодня даже еврооптимисты так резко критикуют Еврокомиссию, то что тогда скажут евроскептики? К чему они приведут своих избирателей завтра, наблюдая за действиями Еврокомиссии сегодня?

P.S. Вчера  Еврогруппа (министры финансов стран зоны евро) согласовала план поддержки экономики суммарным объемом в 540 миллиардов евро. Но в соглашении не упоминается использование совместного долга для финансирования восстановления. Отвечая на вопрос о выпуске так называемых коронабондов через специально созданный европейский фонд спасения, председатель Еврогруппы пообещал лишь работать  над тем, чтобы не свернуть дебаты…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter