Памятник за забором
19.04.2006
В мощной фигуре на пьедестале мало кто сегодня узнает героя прошлых лет
...Попасть за забор, на территорию Минского производственного объединения вычислительной техники (ОАО «МПОВТ»), непросто. Однако, узнав причину моего любопытства, охранник у ворот разрешает вторгнуться в заводскую вотчину. В прежние времена это предприятие носило имя Григория Константиновича Орджоникидзе. Мое предположение о том, что могучий каменный усач в заводском дворе — именно он, оказывается верным.
Обхожу вокруг мощный монумент. Очевидно, что экскурсий здесь не проводилось давно. А ведь в 1962 году возведение этого памятника стало настоящим событием. Причем установили его, даже не дождавшись окончания всех необходимых согласований в Москве. Уж очень хотелось производителям счетных машин иметь свою торжественную аллею со всеми необходимыми атрибутами: Доской почета и памятником, где можно возлагать цветы, проводить митинги и награждать ударников.
— Это копия скульптуры, сделанной в 1937 году специально для выставки «Индустрия социализма». Именно на ней остановил свой выбор тогдашний заводской художник Дегтярев, — рассказывает хранитель истории предприятия, редактор многотиражной газеты «Электрон» ОАО «МПОВТ» Александр Сарапкин. — Интересно, что автор нашего изваяния так проникся созданием образа наркома тяжелой промышленности СССР, что специально ездил в Тбилиси и Орджоникидзе изучать его фотографии. Мне тоже пришлось однажды побывать в Орджоникидзе и даже встретиться там с дочкой Григория Константиновича — Этери Григорьевной. Кстати, когда мы все–таки коснулись темы смерти ее отца, она подтвердила не слишком привлекательную для того времени версию самоубийства.
— Как она отнеслась к тому, что один из памятников наркому установлен в Минске?
— Она спросила: каков он по сравнению с другими: Я честно ответил, что наша скульптура скромнее других. Ведь создавалась она обычным производственным художником. Если присмотреться, вытянутая рука все–таки непропорциональна телу, слишком большая.
— Да она не только огромная, — подтверждают проходящие мимо памятника старожилы предприятия и, усмехнувшись, указывают еще на одну, впрочем, весьма очевидную деталь. — Посмотрите, какую форму имеет его ладонь с согнутыми пальцами! Кто–то даже умудрился однажды залезть (скульптура вместе с постаментом возвышается на 7 метров. — Авт.) и вставить в руку стакан. Впрочем, шутники редко отличаются фантазией...
— Кроме того, непонятно, почему памятник установлен не передом, а боком к аллее, украшением которой он, собственно, и задумывался, — недоумевает А.Сарапкин.
По его мнению, возможно, монумент развернули к когда–то главным транспортным воротам, чтобы каждого въезжающего на предприятие широким жестом приветствовал легендарный наркомтяж. А за белорусскими компьютерами, к слову, в конце 1970–х ехали из 14 стран мира, в том числе Индии, Голландии, Англии! Сейчас ворота оказались как раз между зданиями, сданными объединением в аренду — в частности, торговому комплексу «Олимп», — а фигура на постаменте уперлась в забор, которым огорожена новая уменьшенная заводская территория. Оттуда в силу своих внушительных размеров персонаж прежних лет торжественно протянутой рукой напутствует покупателей вышеупомянутого торгового центра. Говорят, во времена огульного сноса памятников советской эпохи над забором появилась и дополнительная защита — сетка Рабица. Попыток избавиться от собственного железобетонного пласта истории на предприятии не было ни в те смутные времена, ни теперь, в юбилейный 50–й год. Не только потому, что за заводскими воротами каждый знает, кто стоит на постаменте, и с ветеранами до сих пор по традиции встречаются именно здесь. Заводчане говорят, что эта скульптура впитала в себя дух времени, когда с громкими успехами компьютеров «Минск» прочно ассоциировалось имя наркома Серго Орджоникидзе.
Кстати
В настоящее время Минск украшают около 50 крупных памятников. Большая часть монументов посвящена героям и событиям Великой Отечественной войны. Остальные воздвигнуты в честь видных политических деятелей, поэтов, писателей или представляют собой просто оригинальные скульптурные композиции. Одна из таких — «Мальчик с лебедем» в Александровском сквере — является самой старой, она установлена еще в 1874 году. Последними столичный мемориальный ансамбль дополнили в прошлом году бюсты Героев Советского Союза Якубовского и Асаналиева и архитектурно–скульптурный знак «Беларусь партизанская».
В период новейшей истории, с 1990–х годов, в Минске были демонтированы только бюсты Маркса и Ленина по улице Маркса. Судьбу монументов, расположенных на территориях предприятий, сообщили в управлении культуры Мингорисполкома, вольны решать сами хозяева.
Справка «СБ»
Григорий Константинович (Серго) Орджоникидзе (1886 — 1937 гг.) — политический деятель. Участник Октябрьской революции и впоследствии один из большевиков–активистов. В компартии занимал ответственные посты. С 1930 г. был председателем Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), с 1932 г. — наркомом тяжелой промышленности СССР. Во время массовых репрессий конца 1930–х годов покончил жизнь самоубийством.
...Попасть за забор, на территорию Минского производственного объединения вычислительной техники (ОАО «МПОВТ»), непросто. Однако, узнав причину моего любопытства, охранник у ворот разрешает вторгнуться в заводскую вотчину. В прежние времена это предприятие носило имя Григория Константиновича Орджоникидзе. Мое предположение о том, что могучий каменный усач в заводском дворе — именно он, оказывается верным.
Обхожу вокруг мощный монумент. Очевидно, что экскурсий здесь не проводилось давно. А ведь в 1962 году возведение этого памятника стало настоящим событием. Причем установили его, даже не дождавшись окончания всех необходимых согласований в Москве. Уж очень хотелось производителям счетных машин иметь свою торжественную аллею со всеми необходимыми атрибутами: Доской почета и памятником, где можно возлагать цветы, проводить митинги и награждать ударников.
— Это копия скульптуры, сделанной в 1937 году специально для выставки «Индустрия социализма». Именно на ней остановил свой выбор тогдашний заводской художник Дегтярев, — рассказывает хранитель истории предприятия, редактор многотиражной газеты «Электрон» ОАО «МПОВТ» Александр Сарапкин. — Интересно, что автор нашего изваяния так проникся созданием образа наркома тяжелой промышленности СССР, что специально ездил в Тбилиси и Орджоникидзе изучать его фотографии. Мне тоже пришлось однажды побывать в Орджоникидзе и даже встретиться там с дочкой Григория Константиновича — Этери Григорьевной. Кстати, когда мы все–таки коснулись темы смерти ее отца, она подтвердила не слишком привлекательную для того времени версию самоубийства.
— Как она отнеслась к тому, что один из памятников наркому установлен в Минске?
— Она спросила: каков он по сравнению с другими: Я честно ответил, что наша скульптура скромнее других. Ведь создавалась она обычным производственным художником. Если присмотреться, вытянутая рука все–таки непропорциональна телу, слишком большая.
— Да она не только огромная, — подтверждают проходящие мимо памятника старожилы предприятия и, усмехнувшись, указывают еще на одну, впрочем, весьма очевидную деталь. — Посмотрите, какую форму имеет его ладонь с согнутыми пальцами! Кто–то даже умудрился однажды залезть (скульптура вместе с постаментом возвышается на 7 метров. — Авт.) и вставить в руку стакан. Впрочем, шутники редко отличаются фантазией...
— Кроме того, непонятно, почему памятник установлен не передом, а боком к аллее, украшением которой он, собственно, и задумывался, — недоумевает А.Сарапкин.
По его мнению, возможно, монумент развернули к когда–то главным транспортным воротам, чтобы каждого въезжающего на предприятие широким жестом приветствовал легендарный наркомтяж. А за белорусскими компьютерами, к слову, в конце 1970–х ехали из 14 стран мира, в том числе Индии, Голландии, Англии! Сейчас ворота оказались как раз между зданиями, сданными объединением в аренду — в частности, торговому комплексу «Олимп», — а фигура на постаменте уперлась в забор, которым огорожена новая уменьшенная заводская территория. Оттуда в силу своих внушительных размеров персонаж прежних лет торжественно протянутой рукой напутствует покупателей вышеупомянутого торгового центра. Говорят, во времена огульного сноса памятников советской эпохи над забором появилась и дополнительная защита — сетка Рабица. Попыток избавиться от собственного железобетонного пласта истории на предприятии не было ни в те смутные времена, ни теперь, в юбилейный 50–й год. Не только потому, что за заводскими воротами каждый знает, кто стоит на постаменте, и с ветеранами до сих пор по традиции встречаются именно здесь. Заводчане говорят, что эта скульптура впитала в себя дух времени, когда с громкими успехами компьютеров «Минск» прочно ассоциировалось имя наркома Серго Орджоникидзе.
Кстати
В настоящее время Минск украшают около 50 крупных памятников. Большая часть монументов посвящена героям и событиям Великой Отечественной войны. Остальные воздвигнуты в честь видных политических деятелей, поэтов, писателей или представляют собой просто оригинальные скульптурные композиции. Одна из таких — «Мальчик с лебедем» в Александровском сквере — является самой старой, она установлена еще в 1874 году. Последними столичный мемориальный ансамбль дополнили в прошлом году бюсты Героев Советского Союза Якубовского и Асаналиева и архитектурно–скульптурный знак «Беларусь партизанская».
В период новейшей истории, с 1990–х годов, в Минске были демонтированы только бюсты Маркса и Ленина по улице Маркса. Судьбу монументов, расположенных на территориях предприятий, сообщили в управлении культуры Мингорисполкома, вольны решать сами хозяева.
Справка «СБ»
Григорий Константинович (Серго) Орджоникидзе (1886 — 1937 гг.) — политический деятель. Участник Октябрьской революции и впоследствии один из большевиков–активистов. В компартии занимал ответственные посты. С 1930 г. был председателем Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), с 1932 г. — наркомом тяжелой промышленности СССР. Во время массовых репрессий конца 1930–х годов покончил жизнь самоубийством.