Памятник за забором

В мощной фигуре на пьедестале мало кто сегодня узнает героя прошлых лет
В мощной фигуре на пьедестале мало кто сегодня узнает героя прошлых лет

...Попасть за забор, на территорию Минского производственного объединения вычислительной техники (ОАО «МПОВТ»), непросто. Однако, узнав причину моего любопытства, охранник у ворот разрешает вторгнуться в заводскую вотчину. В прежние времена это предприятие носило имя Григория Константиновича Орджоникидзе. Мое предположение о том, что могучий каменный усач в заводском дворе — именно он, оказывается верным.

Обхожу вокруг мощный монумент. Очевидно, что экскурсий здесь не проводилось давно. А ведь в 1962 году возведение этого памятника стало настоящим событием. Причем установили его, даже не дождавшись окончания всех необходимых согласований в Москве. Уж очень хотелось производителям счетных машин иметь свою торжественную аллею со всеми необходимыми атрибутами: Доской почета и памятником, где можно возлагать цветы, проводить митинги и награждать ударников.

— Это копия скульптуры, сделанной в 1937 году специально для выставки «Индустрия социализма». Именно на ней остановил свой выбор тогдашний заводской художник Дегтярев, — рассказывает хранитель истории предприятия, редактор многотиражной газеты «Электрон» ОАО «МПОВТ» Александр Сарапкин. — Интересно, что автор нашего изваяния так проникся созданием образа наркома тяжелой промышленности СССР, что специально ездил в Тбилиси и Орджоникидзе изучать его фотографии. Мне тоже пришлось однажды побывать в Орджоникидзе и даже встретиться там с дочкой Григория Константиновича — Этери Григорьевной. Кстати, когда мы все–таки коснулись темы смерти ее отца, она подтвердила не слишком привлекательную для того времени версию самоубийства.

— Как она отнеслась к тому, что один из памятников наркому установлен в Минске?

— Она спросила: каков он по сравнению с другими: Я честно ответил, что наша скульптура скромнее других. Ведь создавалась она обычным производственным художником. Если присмотреться, вытянутая рука все–таки непропорциональна телу, слишком большая.

— Да она не только огромная, — подтверждают проходящие мимо памятника старожилы предприятия и, усмехнувшись, указывают еще на одну, впрочем, весьма очевидную деталь. — Посмотрите, какую форму имеет его ладонь с согнутыми пальцами! Кто–то даже умудрился однажды залезть (скульптура вместе с постаментом возвышается на 7 метров. — Авт.) и вставить в руку стакан. Впрочем, шутники редко отличаются фантазией...

— Кроме того, непонятно, почему памятник установлен не передом, а боком к аллее, украшением которой он, собственно, и задумывался, — недоумевает А.Сарапкин.

По его мнению, возможно, монумент развернули к когда–то главным транспортным воротам, чтобы каждого въезжающего на предприятие широким жестом приветствовал легендарный наркомтяж. А за белорусскими компьютерами, к слову, в конце 1970–х ехали из 14 стран мира, в том числе Индии, Голландии, Англии! Сейчас ворота оказались как раз между зданиями, сданными объединением в аренду — в частности, торговому комплексу «Олимп», — а фигура на постаменте уперлась в забор, которым огорожена новая уменьшенная заводская территория. Оттуда в силу своих внушительных размеров персонаж прежних лет торжественно протянутой рукой напутствует покупателей вышеупомянутого торгового центра. Говорят, во времена огульного сноса памятников советской эпохи над забором появилась и дополнительная защита — сетка Рабица. Попыток избавиться от собственного железобетонного пласта истории на предприятии не было ни в те смутные времена, ни теперь, в юбилейный 50–й год. Не только потому, что за заводскими воротами каждый знает, кто стоит на постаменте, и с ветеранами до сих пор по традиции встречаются именно здесь. Заводчане говорят, что эта скульптура впитала в себя дух времени, когда с громкими успехами компьютеров «Минск» прочно ассоциировалось имя наркома Серго Орджоникидзе.

Кстати

В настоящее время Минск украшают около 50 крупных памятников. Большая часть монументов посвящена героям и событиям Великой Отечественной войны. Остальные воздвигнуты в честь видных политических деятелей, поэтов, писателей или представляют собой просто оригинальные скульптурные композиции. Одна из таких — «Мальчик с лебедем» в Александровском сквере — является самой старой, она установлена еще в 1874 году. Последними столичный мемориальный ансамбль дополнили в прошлом году бюсты Героев Советского Союза Якубовского и Асаналиева и архитектурно–скульптурный знак «Беларусь партизанская».

В период новейшей истории, с 1990–х годов, в Минске были демонтированы только бюсты Маркса и Ленина по улице Маркса. Судьбу монументов, расположенных на территориях предприятий, сообщили в управлении культуры Мингорисполкома, вольны решать сами хозяева.

Справка «СБ»

Григорий Константинович (Серго) Орджоникидзе (1886 — 1937 гг.) — политический деятель. Участник Октябрьской революции и впоследствии один из большевиков–активистов. В компартии занимал ответственные посты. С 1930 г. был председателем Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), с 1932 г. — наркомом тяжелой промышленности СССР. Во время массовых репрессий конца 1930–х годов покончил жизнь самоубийством.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter