Светлана Горбунова не любила, когда мешают работать. Если приходил кто–то посторонний, то она недовольно морщилась, садилась в углу на табурет и нетерпеливо ждала, когда лишние люди уйдут. Помню, как она начинала закатывать рукава халата или брала в руки ком глины и мяла его, превращая то в голову, то в фигурку. Потом сминала и швыряла в ведро. Тяжелый ком падал громко, и этот звук заставлял покинуть мастерскую.
Первая большая работа сделала ее не просто известной, а знаменитой. В 1982 году в Несвиже был открыт монумент белорусскому просветителю — Сымону Будному. Памятник знаковый. Он стал одним из символов города. Его напечатали на открытках, буклетах, путеводителях и даже маленьких почтовых марках.
Сегодня уже невозможно представить, что Сымон Будны может выглядеть как–то иначе. Его образ, созданный Светланой Горбуновой, стал хрестоматийным. Это она, оттолкнувшись от маленькой гравюры, создала величественный памятник просветителю с книгой. Придумала его от земли до макушки. Вложила в его могучие руки тяжелую книгу. Так он и стоит у фарного костела, подняв книгу, написанную на белорусском языке.
Памятник просветителю и реформатору породил настоящую волну подражаний, и не только в Беларуси.
Потом были и другие знаковые работы. Портреты, композиции, мемориальные доски, медали, скульптура Марка Шагала.
Она долго преподавала в художественном училище, делясь своим опытом с молодыми скульпторами, рассказывая им о своих учителях, о своих находках и открытиях. Теперь она вернулась в гимназию–колледж искусств имени Ахремчика, в ту самую, которую окончила в 1972 году.
Когда я увидел этот черно–белый снимок Светланы Горбуновой, сделанный Евгением Коктышем, то вспомнил мастерскую, влажную глину, податливый пластилин и студентку–дипломницу в сатиновом халате.
ladzimir@источник
Советская Белоруссия № 19 (25154). Суббота, 28 января 2017