Годовщина ГКЧП: стоит ли опасаться коллективного беспамятства

Память подводит?

Опросы на улицах молодых людей, которые не могут ответить на простые вопросы из школьной программы по истории, например кто такой Ленин или в каком веке жил Пушкин, похоже, никого уже не удивляют. На днях, к 30-летию августовского путча 1991 года, Всероссийский центр изучения общественного мнения провел очередное анкетирование и получил занятную цифру: 79 процентов россиян не смогли расшифровать аббревиатуру ­ГКЧП. «Какие счастливые люди!» — воскликнула одна из участниц нашей дискуссионной рубрики. Ее реакция оппонента просто шокировала и вывела из себя: как можно столь легкомысленно оправдывать коллективное беспамятство?

По традиции спорщиков рассудит наш беспристрастный рефери: чья точка зрения придется ему по душе? Кому он отдаст победу? 

Коллаж Людмилы Волынец.

Юноши в пуловерах ничего не решают 

«Если убрать из истории всю ложь, то это не значит, что останется только правда. В результате может вообще ничего не остаться»
(Станислав Ежи Лец, писатель-сатирик).

Первое, что хочется, конечно, сделать, это отрефлексировать само мероприятие под названием «Августовский путч 1991 года». Журналистка Татьяна Малкина, известная тем, что задала три десятка лет назад неудобный вопрос Геннадию Янаеву на пресс-конференции путчистов, считает, что «сегодня у ­ГКЧП не возникло бы никаких проблем». И в чем-то она, безусловно, права. Спустя годы для многих людей нашего с тобой поколения и старше участники ­ГКЧП из опереточных стариков с дрожащими руками превратились в настоящих героев, ответственных людей, желающих спасти страну. Для такой трансформации сознания необходимо: 1) наследие, чтобы было что терять, 2) опыт и еще раз опыт. Со старта обе позиции не осилишь, через поколение не прыгнешь. Недавно на обложке глянцевого журнала на глаза попался антивозрастной манифест: «Люди 45+ здоровы, богаты и привыкли ко всему этому дерьму». Лучше и не скажешь. 

С другой стороны, время упрощает самые, казалось бы, сложные и неразрешимые политические комбинации. Социологические опросы показывают: большинство из нас живут здесь и сейчас, с чистого листа. События сменяют друг друга с такой скоростью, что путч 1991-го года для современного хипстера из барбершопа — уже событие примерно такой давности, как для тебя Куликовская битва. Основные действующие лица той истории не мелькают в новостной ленте и соцсетях, они преданы забвению, а те, кто чудом уцелел (вроде Горбачева), сразу, еще с порога, заявляют: «До конца всего не расскажем никогда». Так правда и вымысел перепутались, 140 томов дела ­ГКЧП остаются засекреченными. Если событие старательно под ковер заметали, стоит ли удивляться тому, что оно стерлось из коллективной памяти? 

А теперь кого ты предлагаешь в этом винить? Молодежь? Рэпера Моргенштерна? Смешно. Вообще, когда Никита Михалков целый выпуск своей публицистической передачи посвящает несчастному рэперу или тик-ток-герою Милохину, мне кажется, он мельчит, не в ту цель свой праведный гнев направляет. Бородатые женщины еще в средневековом цирке веселили толпу, с тех пор в шоу-бизнесе мало что изменилось. Как и в международной повестке, по правде сказать. Нынешняя новостная лента наполнена теми же ключевыми словами, которые я помню из своей юности: Кабул, талибы, ­ГКЧП, империалисты. По-моему, не стоит, Роман, с таким первозданным рвением обрушиваться на тех, кто пока не вникает в политические дрязги вовсе и с ходу не может расшифровать аббревиатуру очередного комитета. На мой взгляд, это здоровые счастливые люди и чем больше таких будет в обществе, тем спокойнее мы будем жить, хлеб выращивать и ходить на концерты в свое удовольствие. 

Как видим по событиям прошедшего года, образцовая политическая грамотность не всегда показатель душевного здоровья. В случае попытки госпереворота первыми мечутся и бегут с корабля самые яростные, самые обласканные властью государственники, чтобы превратиться в крикунов и горлопанов уже на другой стороне баррикад, создавать информационный шум, накручивать себя и свою аудиторию, пока не осипнут от количества выпитого холодного шампанского. Но мы с тобой оба знаем, что ответственные решения принимаются в тишине закрытых от посторонних глаз кабинетов, и, к счастью, пылкие юноши в пуловерах (каким ты тоже был тридцать лет назад и даже взгромоздился на танк для исторического фото) ничего абсолютно не решают.

viki@sb.by 

Не забыть — значит не повторить

«Память людей — это незаметный след той борозды, который каждый из нас оставляет на лоне бесконечности»
(Жозеф Эрнест Ренан, французский философ). 

Давай я буду считать, Вика, что ты не всерьез все это заявила. Просто решила меня позлить из вредности. Мне для душевного спокойствия нужно так думать. Иначе не смогу верить в то, что взрослый разумный человек просто не способен генерировать наивные и одновременно опасные суждения. А мне больно расставаться с этой верой. Признайся, ты же пошутила, подвергнув сомнению то, что нам необходимо помнить о давних событиях? Ты, наверное, сыграла на молодую публику, оправдывая ее нежелание оглядываться в прошлое?

Речь ведь даже не о конкретной дате — 30-летии ­ГКЧП. Не буду говорить о смысле этого дня для истории, не стану рассуждать о важности или малозначительности события. Меня взволновал другой факт: ты не видишь ничего страшного в том, что масса людей не знает своей истории. Даже считаешь это забвение положительным явлением. Мол, многие знания — многие печали, а те, кто не заморачивается прошлым, — счастливые люди. Если не шутишь, то жестоко ошибаешься. То, что ты почему-то именуешь политической грамотностью, на самом деле называется памятью. А без нее нет ни цивилизации, ни государства, ни человека.

Память, говоря упрощенно, — это опыт и знания. Благодаря ей мы имеем представления о воспринятых ранее вещах или явлениях. Иначе бы наше сознание ограничивалось только личными ощущениями и восприятиями. То есть ты бы каждый раз заново открывала, что совать руку в костер — больно. Это с точки зрения физиологии. А если смотреть с исторических позиций, то без памяти государствам пришлось бы раз за разом наступать на грабли, развязывая войны или подвергаясь эпидемиям. Люди просто забывали бы, что воевать с соседом чревато собственными потерями, а не мыть руки — навлечь на себя вирусы. Например, мы обязаны помнить об ужасах Великой Отечественной не только ради уважения к подвигу предков, но и с прагматичной целью: чтобы не допустить ее повторения. Должны знать, что такое ­ГКЧП и чем было вызвано его появление, тоже для того, чтобы хорошенько заучить, к чему способны привести разногласия в обществе и раздрай в государстве. А коллективное беспамятство, к которому ты относишься снисходительно, допустимо не среди взрослых людей, а лишь в ясельной группе детского сада. Да и то там быстро запоминают, зачем нужен слюнявчик. 

Память, впрочем, нужна не только для того, чтобы не повторять ошибок. Еще она хранит хорошие воспоминания. Взять те же события августа 1991 года. Хотя они были поучительны и драматичны, в моей памяти те дни сохранились как нечто большое, к чему мне повезло быть причастным. Как сейчас помню: лежим с фотокором в луже на Садовом кольце, пулемет БМП выбивает окна над головой, вокруг нас сыплются осколки стекол, а какой-то мужик неподалеку пришептывает: «Исторический момент, ребята, исторический…» Это позже мы осознали, что это был момент окончательной потери нашей общей большой родины. А прямо тогда, на улице, ощущали только журналистскую эйфорию от того, что довелось оказаться в гуще событий. Такие ощущения тоже сохраняет для нас память.

Она же позволяет проводить любопытные и точные исторические параллели. Как сделал, например, один из моих любимых телеграм-каналов. Он верно подметил схожесть двух сцен — из августа 1991-го и августа 2020-го. В обоих случаях пять человек, сидя за столом, зачитывают какие-то заявления. Но в первом это состав ­ГКЧП, во втором — наши доморощенные путчисты, пытавшиеся устроить госпереворот в прошлом году. Одинаковый антураж, сходная механика поведения и даже один и тот же результат — поражение. 

Но в то же время между двумя этими сценами есть непреодолимая пропасть: если люди с картинки 30-летней давности хотели сохранить страну, то сброд с недавней — страну развалить.

rud@sb.by

Брейк!

Короткая память у людей, говорите? А с чего это тем, кому меньше 30, денно и нощно помнить о том, как расшифровывается аббревиатура ­ГКЧП, если в школьной программе об августовских событиях 1991-го написано всего ничего? Специально просмотрел электронные версии учебников. «История Беларуси, вторая половина 1940-х гг. — начало XXI в.» для одиннадцатиклассников: про «так называемый путч» 1991 года в ­СССР — четырехстрочный абзац, о Государственном комитете по чрезвычайному положению — ни слова. «Всемирная история новейшего времени 1945 г. — начало XXI в.» для тех же одиннадцатиклассников — абзац из восьми строк, аббревиатура ­ГКЧП упоминается три раза. Ну и кто запомнит информацию о переломном событии на одной шестой части земной суши, если она промелькнула как миг? Права Виктория: на фоне нынешнего сумасшедшего информационного калейдоскопа эта крупица знаний вряд ли отложится в сознании.

Но аргументы Романа все же более убедительны. Действительно, страшно, когда множество людей не знает своей истории. Причем не преданий старины глубокой, а совсем недавних, по глобальным меркам, событий, свидетелями которых были те, кому сейчас за 40. То есть родители нынешних школьников. Если бы представители среднего поколения чаще делились своими знаниями и воспоминаниями — глядишь, у молодежи было бы куда более основательное понимание того, в каких условиях зарождалась независимость Беларуси и к чему мы пришли спустя три десятилетия. Это ветеранов Великой Отечественной с нами осталось совсем мало — очевидцев же ­ГКЧП пока что, к счастью, предостаточно. Наверстывайте упущенное, освежайте память новых поколений! Победу, пусть и с оттенком грусти, в сегодняшнем споре празднует Роман.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter