В преддверии Дня Победы Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны становится своеобразной Меккой для жителей столицы, ее гостей и зарубежных туристов. Число посетителей резко возрастает. О том, какие новинки подготовил к праздничным датам храм нашей героической истории, почему туда стоит обязательно наведаться и какими средствами лучше всего передается память о войне, корреспонденту «Р» рассказал директор музея Владимир Воропаев.
Приближаясь к Белорусскому государственному музею истории ВОВ, слышишь песни Великой Победы.
Память — на выезд!
— Владимир Сергеевич, предположу, что к годовщинам Дня Победы и освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков музей подготовил для посетителей интересные новинки.
— Безусловно. В этом году мы отмечаем не только очередную годовщину Победы и День освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. 2021-й — год 80-летия со дня начала Великой Отечественной войны. В связи с этой трагической исторической датой музей подготовил выездную акцию с передвижной экспозицией «Жить, чтобы помнить!». Она продолжает мобильный проект об освобождении Беларуси, уже побывавший во многих населенных пунктах страны. Передвижная экспозиция создана на основе фондовых материалов музея и расскажет о первых днях войны, героях Беларуси и основных вехах сражений, приведших к Победе.
Совсем скоро передвижной музей отправится в парки столицы. 8 и 9 мая он побывает в парке культуры и отдыха имени Челюскинцев, с 29 по 31 мая — в Центральном детском парке имени М. Горького, 1, 12 и 13 июня — в парке имени 900-летия города Минска.
С 18 по 22 июня музей будет работать для жителей Лунинца, Пинска, Кобрина и Бреста. Дальнейшие маршруты сейчас прорабатываются.
9 мая откроет летний сезон площадка самолета Ли-2, что возле музея. Там возобновятся уже полюбившиеся всем интерактивные программы на свежем воздухе. В этот же день приглашает к себе и наш филиал «Военно-исторический комплекс «Старая граница», где подготовлено праздничное мероприятие «Салют, Победа!». Запланированы экскурсии по площадке боевой техники и вооружения, квесты, концерты, конкурсные программы.
— Сколько предметов сегодня в вашем музейном фонде?
— На начало апреля — 114 017. И цифра постоянно увеличивается. Особую значимость представляют две коллекции: рукописных партизанских журналов (своеобразная энциклопедия жизни, боевой деятельности и творчества партизан Беларуси на протяжении 1941—1944 годов) и коллекция самодельного партизанского оружия, в которой каждый уникальный предмет изготовлен руками талантливых партизанских мастеров-оружейников. В 2009 году этим коллекциям присвоен статус историко-культурной ценности категории «1».
— От кого и как поступают к вам экспонаты?
— Самый распространенный источник новых поступлений — граждане, проживающие в Беларуси и ближнем зарубежье, которые бережно хранят в семейных архивах материалы о своих родственниках-фронтовиках, подпольщиках, партизанах, жителях оккупированных территорий и участниках восстановления народного хозяйства, а затем добровольно отдают представляющие ценность вещи в музей. Для комплектования музейных фондов налажена работа и с государственными организациями: Департаментом финансов и тыла МВД, Департаментом по гуманитарной деятельности, а также общественными объединениями.
— Какое место белорусский музей ВОВ занимает среди других музеев истории этой войны?
—Музеев, отдельные экспозиции которых посвящены событиям и героям Великой Отечественной и Второй мировой войн, в мире немало. Но если отмечать крупнейшие, то их пять. Кроме нашего, это Музей Победы в Москве, Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне, Национальный музей Второй мировой войны в Новом Орлеане и созданный в 2015 году Музей Второй мировой войны в Гданьске. Наш музей отличается тем, что появился первым. Решение о его создании было принято постановлением Бюро ЦК КП(б)Б от 30 сентября 1943 года.
Портрет любителя истории ВОВ
— Сделайте срез гостей музея.— Каждый день музей посещает около 30 экскурсионных групп. Хотя в процентном соотношении тех, кто приходит к нам самостоятельно, немало. По результатам недавно проведенного в музее анкетирования, основной поток посетителей — школьники и студенты в составе экскурсионных групп. Такой пропорции мы и добиваемся. Музей — это площадка для патриотического воспитания, где нужно донести до подрастающего поколения, какой ценой досталась нам Победа, к чему привела нацистская политика оккупантов и какой поистине великий подвиг совершил белорусский народ во время войны и в первый год после освобождения, поднимая страну из руин.
В выходные дни чаще приходят взрослые посетители, представители различных предприятий и организаций в составе экскурсионных групп. Также нас часто посещают целыми семьями. У семейных групп пользуется популярностью квест «Путь к Победе» — путешествие по музейным залам, в которых участники могут не только расширить свои знания по истории ВОВ, но и самостоятельно пройти ее трудными дорогами: преодолевают препятствия, выполняют боевые задания, прокладывая таким образом свой «путь к Победе».
— Проявляют ли интерес иностранцы к нашему музею?
— Основная категория посетителей — граждане Беларуси, но гостей из-за рубежа тоже немало. За 2019 год в музее побывали более 23 тысяч иностранцев из 98 стран мира — как в составе экскурсионных групп, так и с аудиогидами. Среди них в основном жители России, Китая, США, Великобритании, Латвии. В прошлом году количество зарубежных гостей резко уменьшилось. Приехали около 5600 иностранцев из 79 стран. Больше всего посетителей — из России, Казахстана, Китая и США.
Чтобы почувствовать, что такое мощь военной техники, порой достаточно постоять возле настоящего танка
— Пандемия, видимо, дала о себе знать?
— Естественно. В условиях локдауна пострадал туризм — как внешний, так и внутренний. Это не могло не отразиться на нас. В первые полгода в музей приходили ежедневно не более 20—30 человек. На данный момент число значительно возросло. Сейчас при посещении музея соблюдаются все предписания Минздрава относительно средств защиты, постоянно проводится влажная уборка помещений и музейных залов.
Увидеть, услышать, прожить
— Вы возглавили музей два года назад и увидели его свежим взглядом руководителя. Вероятно, захотелось привнести в его работу что-то новое?— Конечно. Я убежден, что, передавая память о войне, нужно воздействовать на все органы чувств наших посетителей. Ведь особенности восприятия и усвоения информации у всех индивидуальны. Один человек осознает, что такое трагедия войны, увидев гимнастерку бойца Брестской крепости со следами пуль или муляж скудного дневного пайка блокадника, другой — когда постоит рядом с настоящим танком, поднятым из белорусских болот, а третий — через мелодию, в которой отражены чувства тех, кто добывал Победу, и тех, кто ждал их домой.
С моим приходом в музее стали звучать песни военных лет. Именно через музыкальные произведения во многом сформирована моя личная память о войне. Возглавляя много лет Академический ансамбль песни и танца Вооруженных Сил, в творчестве которого центральное место занимала тема ВОВ, не понаслышке знаю, что патриотические песни не только поднимают боевой дух, но и проникают глубоко в сердце, заставляя задуматься о вечных ценностях.
Внедрить в работу музея театрализованные элементы — очередная моя задумка. Наши экспозиции должны на короткое время полностью погружать человека в атмосферу исторического эпизода. Уже сейчас мы вносим в работу отдельные элементы исторической реконструкции через театрализованные представления. Причем планируем привлекать к участию не только профессиональных артистов, но и детские коллективы. У юных артистов появится возможность прочувствовать моменты жизни партизана, бойца или жителя оккупированной территории. А яркие детские впечатления, как правило, остаются на всю жизнь.
Партизанский уголок в музее.
ЦИФРА
За время работы в новом здании Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны посетили около 2 000 000 человек из более чем ста государств.
kozlovskaya@sb.by