Память о не вернувшемся из Афганистана сыне

Для любой матери потерять ребенка – самое большое горе. У Марии Анисимовны Беймановой не вернулся из Афганистана сын Святослав.

Для любой матери потерять ребенка – самое большое горе. У Марии Анисимовны Беймановой не вернулся из Афганистана сын Святослав.

Ему исполнилось бы 46 лет 2 сентября 2010 года . Как многие его ровесники, обзавелся бы семьей, детьми. Смог бы, наверное, сделать карьеру, чего-то добиться в жизни - если бы не та война… По воспоминаниям Марии Анисимовны, Слава рос послушным и любознательным мальчишкой. С отличием окончил восьмилетнюю школу в деревне Мошенаки Могилевского района. Любил рисовать, писал стихи, блистал на школьных олимпиадах по биологии и, как все мальчишки, страстно увлекался техникой. Мария Анисимовна Бейманова. фотоПоэтому после школы поступил в Могилевский политехникум, по окончании которого в 1982 году Святослава призвали в армию.

Так он попал служить в Афганистан. Сначала была учебка в Ашгабате. А затем полная опасностей служба в отдельном разведывательном батальоне войсковой части п.п. 71240 под Баграмом.

В письмах домой, чтобы не тревожить мать, Святослав Шапеткин писал про необычную природу Афганистана. Про красоту афганских гор с их снежными вершинами.

«…Сегодня представилась возможность написать вам письмо. Скоро месяц, как служу в Афганистане. Ничего страшного тут я не видел, хотя успел на БМП уже объездить всю провинцию Парван. Здесь, как в кино, как будто попал в одну из сказок «Тысяча и одна ночь». Феодальный уклад жизни вперемешку с современностью, пестрые восточные базары, старинные лавки с современными товарами и традиционно восточными, мужчины в чалме и женщины в парандже — все так своеобразно и непривычно. Природа тоже весьма своеобразная. Наша часть стоит в большой долине, где вокруг сплошные виноградники, сады, бахчи. Вокруг красивые горы со снежными вершинами. Недавно мне пришлось побывать на самом высокогорном туннеле, который находится на перевале Саланг. Там была сильная метель, снег по колено, а через два часа спустились с гор в долину — ребятишки босиком бегают по траве. Тепло, птицы поют… Числа так 20—21-го опять выезжаем. Теперь уже, наверное, на юг куда-нибудь. Ну, вот так и идет служба…
17 июля 1982 г. ДРА. Баграм.»

«…Вчера получил ваше письмо. Оно дошло очень быстро — за 4 дня.
У меня все по-прежнему. Время летит быстро. Служить мне осталось восемь с половиной месяцев. Письма Святослава Шапеткина из Афганистана. фотоСледующей весной уже буду дома. Осталось зиму пережить… Самое трудное позади. Сейчас я считаюсь лучшим разведчиком в роте. Меня уважают и начальники, и подчиненные. Спасибо, мама, за твои наставления, но мне тут на месте виднее, как лучше в какой обстановке себя вести. Ты, конечно, права, что надо быть осторожным. Осторожность – главное для разведчика.

Да, потом по программе «Время» должны рассказывать о полудрагоценных камнях (лазурит), которых на 2,5 млн долларов захватила наша рота.
У нас сейчас тепло — градусов 50. Но мы уже даже внимания не обращаем на жару…
Ну, вот пока и все. Передавайте всем привет.
Ваш Славик.
ДРА. Баграм. 16 июля 1983 г.»
И ни строчки о тех тяготах, которые ему пришлось испытать на чужой земле с непривычным для белоруса климатом. О боевых операциях, о разгромленных караванах с оружием, о погибших товарищах…

13 октября 1983 года, через месяц и 11 дней после своего 20-летия, младший сержант Шапеткин погиб в бою. Разведрота, в которой он служил, отправилась на ликвидацию банды мятежников в предместье Кабула. Святослав, как наиболее опытный разведчик, шел в дозоре. В районе поселка Исталиф дозор, а их было всего семеро вместе с командиром, столкнулся лицом к лицу с группой мятежников. Завязался неравный бой - численностью духи превосходили наш отряд в десятки раз! В итоге дозор оказался отрезанным от основных сил роты.

Святослав Шапеткин первым получил тяжелое ранение, но продолжал стрелять… Через 15 минут боя все ребята были тяжело ранены. Несмотря на потери и численное превосходство бандитов, разведчикам удалось пробиться из окружения. Но Святослав от полученных ран скончался в вертолете – его не успели довезти до госпиталя.
За мужество и героизм, проявленные в боях с мятежниками, младший сержант Святослав Семенович Шапеткин был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красного Знамени – посмертно.

Когда получила извещение о гибели сына, а потом привезли гроб с его телом из Афганистана, вспоминает Мария Анисимовна, думала – от горя сердце в груди разорвется на кусочки. Казалось, мир перевернулся вверх дном. Одна мать знает, сколько слез выплакала бессонными ночами.

А тут еще на беду в цинковом гробу смотровое окошко оказалось закрашенным изнутри белой краской. Так что не довелось матери толком проститься со своим любимым сыночком, в последний раз взглянуть на него. И без того израненную душу матери бередили тогда сомнения: а вдруг в гробу лежит не ее ребенок?.. Может, похоронка – ужасная ошибка? Может, ее Славик все-таки вернется домой живым? Но что-то подсказывало Марии Анисимовне, что чудо не случится: сын погиб - и с этим придется как-то смириться.

Святослава похоронили с воинскими почестями на кладбище в деревне Акулинцы Сухаревского сельского совета Могилевского района, на родине Марии Анисимовны. Вскоре на его могиле силами районного военкомата был установлен памятник.

Время если и не лечит, то как-то зарубцовывает раны. За эти годы Мария Анисимовна, казалось, примирилась с гибелью сына. Но недавно ей вновь пришлось пережить все заново.

Этим летом, после июньского урагана, Марие Анисимовне позвонила родная сестра Тамара и сообщила тяжелую новость: на памятник упал ствол ели. Плита с портретом Славы от сильного удара развалилась на куски.

Разменявшая седьмой десяток женщина просто места себе не находила. Как на скромную учительскую пенсию поставить новый памятник сыну? А тут еще нахлынули воспоминания 26-летней давности, которые разбередили душу матери.
- У меня было такое состояние, - вспоминает Мария Анисимовна, - будто бы я снова получила похоронку на сына. И что делать дальше, к кому обратиться с моей бедой, не знала.

Но все-таки мир не без добрых людей. Первыми, кто откликнулся на мольбу о помощи Марии Анисимовны, были местные ветераны-афганцы. Они-то и посоветовали женщине написать письмо на имя председателя Могилевского райисполкома Дмитрия Дмитриевича Гоборова. С этим письмом «афганцы», не привыкшие бросать своих на поле боя, и пошли по инстанциям. Надо отдать должное местным властям: в райисполкоме пошли навстречу матери погибшего солдата и приняли решение о выделении необходимых денежных средств на восстановление памятника сыну-интернационалисту. В фирме «Дары» очень качественно изготовили новую плиту. Слава на ней получился как живой. А Сухоревский сельсовет организовал уборку могилы от завалов, оставшихся после урагана.
В конце августа нынешнего года на могиле воина-интернационалиста Святослава Шапеткина был установлен новый памятник.

- У меня в тот день словно глыба с сердца упала, как-то легко сразу на душе стало, - вспоминает Мария Анисимовна. – Как будто сын вернулся домой…

А еще через газету «Знамя юности» Мария Анисимовна Бейманова хотела бы передать низкий материнский поклон за доброту и отзывчивость председателю Могилевского райисполкома Дмитрию Дмитриевичу Гоборову, директору фирмы «Дары» Федору Александровичу Жукову и его сотрудникам, председателю Сухоревского сельского совета Николаю Дмитриевичу Валюженичу и председателю Могилевской районной организации ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Владимиру Иосифовичу Коляде.

Александр МИКУЛИЧ, Могилев, фото автора
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter