В попытках выслужиться перед заокеанскими хозяевами некоторые наши соседи переходят границы разумного

Память как щит

Чего добиваются те, кто отменяет 9 мая, сносит монументы советским солдатам и штрафует людей, не желающих забывать правду?

Фото LETA

Цветы Победы

В нашей семье к 9 мая всегда относились с особым трепетом. Лучшие тюльпаны и нарциссы с клумб у дома отбирались в пышные букеты для ветеранов. Хорошо помню, как мы с братом шли вместе с другими школьниками через всю деревню длинной колонной к памятнику в центре. Народ высыпал из хат. А мы гордо вышагивали и до конца тогда еще не осознавали, какой ценой задолго до нас досталось нашему народу мирное майское небо. Не понимали мы и того, почему старенькие ветераны, которые буквально утопали в наших букетах, горько плакали…

Зато теперь хочется плакать самой, глядя на то, как в странах Балтии на законодательном уровне запрещают празднование Дня Победы, как там сносят памятники советским солдатам и штрафуют людей за использование символов Победы. А ведь представители многих народов СССР в составе Красной армии освобождали прибалтийские территории, Польшу от немецко-фашистских оккупантов. Напомню, что по мере того как в 1944 году фронт двигался на запад, происходил призыв в белорусских городах и местечках тех мужчин, которых не успели призвать в ­1941-м. Так, летом ­1944-го на фронт отправились мои прадеды Иван Архипович Колешко и Иван Васильевич Сацкевич. Оба — в сторону Балтийского моря.

Иван Васильевич весной 1945 года отличился в боях где-то в Латвии, за что был удостоен медали «За отвагу». При каких обстоятельствах? Не говорил, зато до конца своих дней по большим праздникам обязательно надевал фронтовую гимнастерку.

Иван Архипович прошел Литву и погиб на территории современной Калининградской области всего за месяц до капитуляции Германии. Только спустя 75 лет после смерти прадеда мне, первой из нашей семьи, удалось посетить его могилу. Если быть точнее, это огромное воинское захоронение, где лежат более пяти тысяч советских солдат. На гранитных плитах — много знакомых белорусских фамилий. Хотя, конечно, там все равны: белорусы, русские, украинцы, буряты, татары, якуты… И, что важно, мемориал в прекрасном состоянии: благоустроен и всегда утопает в цветах от местных жителей в знак благодарности за подвиг настоящих героев.

Ни стыда, ни совести, ни воспоминаний

Признаюсь, в ту поездку в Калининградскую область я впервые подумала: кто знает, как бы выглядела могила прадеда Ивана в современной Литве или Латвии? Ее при нынешних властях вообще могло бы и не быть — сравняли бы с землей без суда и следствия и притворились бы, что ничего и не было. Думаете, это преувеличение? Но чего еще можно ожидать от тех, кто за прошлый год снес практически все памятники бойцам Красной армии, освобождавшим эти территории от нацистов?

На днях в Риге приняли закон, согласно которому 9 мая запрещены любые публичные мероприятия в честь Дня Победы. Шествия, собрания, пикеты, проведение праздничных и развлекательных мероприятий, а также использование пиротехники — нельзя и все. Уличным музыкантам запретили в этот день петь песни на русском языке. По мнению местных законотворцев, их документ «призван не допустить угрозы и уничижения ценностей Латвии как демократической страны, в том числе раскола общества, прославления войны, военной агрессии, тоталитаризма и насилия, искаженного отражения исторических событий».

Под шумок борьбы с советским наследием власти Латвии утратили и память, и стыд. Показательна история с мемориальным комплексом на месте Саласпилсского концлагеря. Здесь с ­1942-го по 1944 год немцы содержали детей, которых использовали как доноров крови для раненых немецких солдат. ­Доказательств зверств фашистов — море. Документы, фотографии, воспоминания очевидцев и могилы погибших узников. В 1960-х тут появился большой мемориальный комплекс в память о замученных. Но что происходит там сегодня? Латышские так называемые историки «ставят под сомнение» и перечеркивают все свидетельства саласпилсской трагедии, пытаясь приравнять советского солдата-освободителя к оккупанту-фашисту.

Слабые против мертвых

«Никто не забыт, ничто не забыто» — еще лет 15 назад эти знакомые каждому из нас слова, которые высечены на памятниках, могилах и мемориалах по всему постсоветскому пространству, были чем-то само собой разумеющимся. Казалось, наша общая Победа в мае ­1945-го навсегда останется тем, что будет всех нас объединять и дальше. Но что в итоге?

«9 мая был придуман Советским Союзом как день пропаганды. Ясно, что некоторым людям может не хватать информации о 8 мая, о том, что празднует западный мир», — говорил в прошлом году Ремигиюс Шимашюс, тогда еще действующий мэр Вильнюса.

Мэр Риги Мартиньш Стакис убежден, что Дню Победы в латвийской столице «нет места», потому что это «праздник смерти». И хотя еще в 2019-м около 100 тысяч рижан 9 мая возложили цветы к памятнику советским воинам-освободителям, в прошлом августе по инициативе этого самого «градоначальника» монумент уничтожили. Да не просто снесли, а устроили из этого варварства шоу с прямой трансляцией по ТВ. И какую альтернативу предлагает Стакис жителям Риги? Например, шествие в честь латышского легиона Ваффен СС, которое пытаются сделать ежегодным. Но народ, к счастью, неонацистов не поддерживает: в этом году на улицы Риги вышло не больше 100 человек.

Всеми силами откреститься от причастности ко Дню Победы старается и нынешняя власть Молдовы. Президент Майя Санду ведет войну против георгиевской ленточки, потому что она может «посеять вражду в молдавском обществе». Глава страны открыто заявляет: «Место подобных символов — в мусорном ведре истории». А чтобы граждане страны не вздумали перечить, в 2022-м Санду утвердила закон, запрещающий публично использовать ленты. За его нарушение предусмотрены штрафы до 490 евро — физическим лицам, до 980 — должностным и юридическим лицам. Вот только молдаване оказались не из пугливых: в прошлом мае победный марш в Кишиневе объединил 30 тысяч человек.

Так с кем все-таки воюют марионеточные власти соседних стран? С памятью собственных народов? С гранитом и цементом мемориалов и памятников? А может, с павшими солдатами-освободителями, среди которых и мой прадед? Или с собственной совестью?

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter