Память и беспамятство

Всего 70 лет нашей Победе в Великой Отечественной войне, а Земля вновь сжимается от страха
Не отрываясь от телевизора, слушала обращение нашего Президента к нам, белорусскому народу. Я тоже частичка этого народа. Значит, это — и ко мне. И я слушала и думала...

Всего 70 лет нашей Победе в Великой Отечественной войне, а Земля вновь сжимается от страха перед новыми глобальными катаклизмами. Дыхание «горячих» регионов, государств обжигает нас уже совсем рядом каждый день, каждый час.



Как писательница я выступаю перед школьниками и затрагиваю тему войны. И все чаще у меня вырываются слова: «Хотите представить нашу Беларусь 70 лет назад, посмотрите на сегодняшний Донбасс».

Что с нами происходит? Как можно в цивилизованном мире ХХI века опуститься до средневековых междоусобиц? Как можно уничтожать свою историю, перекраивать факты в угоду кучке нацистских фанатов? Как можно допускать насилие идеологии зла, культа смерти, пошлости, безнравственности? Все эти понятия в наше время все больше становятся правдой жизни, фантастически совмещаясь с феноменом ее виртуализации. Ученые говорят, что мы столкнулись пока только с первичными проявлениями этого феномена, суть которого в том, что, развивая искусственно виртуальный мир, мы со временем утратим даже национальную идентичность и будем принадлежать (все!) к некоему виртуальному социуму. Но это где–то в будущем. А сегодня...

В древние времена завоеватели «производили» рабов, надевая на голову пленников повязку из сырой кожи. Высыхая под палящим солнцем, она постепенно сжималась, и после такой страшной пытки человек превращался в манкурта. Он начисто забывал, откуда родом, что с ним было в прошлом, какое имя носил. Мне кажется, что сегодняшние манкурты — это зомбированные пропагандой зла полуроботы, которые ничего не понимают. Вы замечаете, как часто звучит с экранов телевидения, мониторов компьютеров и страниц периодики: «Европа не понимает», «Киевские власти не понимают»? Даже байкер из «Ночных волков» говорит: «Не понимаю, почему польские власти нас не пускают?» Так, может, закрыли границу перед акцией памяти героев войны, потому что польские власти тоже чего–то не понимают? А заложниками беспамятства становится простой народ.

Полгода назад из Луганска вернулась домой в родную Беларусь моя бывшая ученица. Ее и мужа согрели родные и близкие, друзья и знакомые, она получила хорошую работу по специальности. А в глазах ее — слезы от боли за свою вторую родину, от потерь и тоски по любимому Донбассу. И она совершенно убежденно говорит: «Поверьте! Там, в Киеве, не все фашисты. И люди имеют право на свою историю!»

Что это? Своя история? Своя идеология? А если она искажена, изнасилована? А если она призывает убивать несогласного с их историей и идеологией?

В 1989 году в работе «Новое политическое мышление» академик Д.Сахаров писал, что каждое время требует новых систем управления государствами, людьми, нового понятия демократии. Это означает, что конфликты, идеологические и политические противостояния надо решать новыми, более гибкими договорными методами во имя жизни человека, во имя мира. Именно эту мысль я услышала в обращении к народу нашего Президента.

Думаю, что выражу боль многих о том, что к этому новому мышлению мы идем очень сложно, повторяя ошибки прошлого, а именно: трибунным пафосом, демагогией забалтываем суть проблем. Мне вспоминается в связи с этим, как с трибуны ХIХ Всесоюзной партийной конференции в Москве на доклад М.С.Горбачева «Как углубить и сделать необратимой революционную перестройку», известный актер Михаил Ульянов сказал: «У нас революционная фраза о революционной войне погубила революцию!» Кстати, тогда же проницательно определил суть реформ горбачевской эпохи писатель Юрий Бондарев, сравнив перестройку с самолетом, который поднялся в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Прошло время, и этот «самолет» развалился вместе с СССР.

Какое точное определение сути всех войн, конфликтов, как всегда, дает народ! Вот только один современный афоризм (или анекдот, как хотите): «Беда мира не в том, что много бедных, а в том, что богатые никак не нажрутся».

Я  с интересом слежу за публикациями в «СБ. Беларусь сегодня», в «Аргументах и фактах», другой периодике. В марте этого года было много публикаций в связи с тридцатилетием прихода к власти М.Горбачева. Попалась на глаза статья доктора философских наук Р.Косолапова «Российский термидор» в российской «Правде». И перед ней — потрясающая карикатура: Михаил Сергеевич, в простой рубахе, с потрескавшимися голыми пятками, покорно стоит на коленях перед «дядюшкой Сэмом», который милостиво положил руки на его худые плечи. Я подумала, что сегодня в такой же карикатуре можно нарисовать не одну голову украинских политиков. Та же ирония истории. Не понимают, что затягивают на головах своего народа кожаный жгут рабства и беспамятства.

А вот другая недавняя публикация — интервью с бывшим председателем Совета Министров СССР Н.Рыжковым (Сочнев Л., «СБ. Беларусь сегодня» 21 марта 2015), дающая повод поразмышлять об одном из истоков беспамятства. Когда в разговоре был поднят вопрос о Б.Ельцине, Н.Рыжков бросает потрясающую реплику: «Я не знаю, прочитал ли он в детстве «Муму», я был бы удивлен». Вот они — отголоски «хрущевской оттепели», учившей нас клеймить позором главу государства после его смерти, кромсать свою историю...

И все–таки закон диалектики гласит, что жизнь развивается по спирали вверх, сквозь тернии — к звездам.... Очень хороший закон.

Я слушала нашего Президента и думала: «Слава богу, что в Беларуси мир и покой, что мы умеем помнить и ценить свою историю, что слова «Я люблю Беларусь» — не реклама, а просто смысл нашей жизни».

Ирина ФОМЕНКОВА, писатель.

Гродно.

Советская Белоруссия № 88 (24718). Среда, 13 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter