«Палочка-выручалочка» спасет от кризиса

Валерий Толкачев: Белорусской логистике требуется централизация

На ошибках, как известно, учатся, и финансово-экономический кризис в этом плане весьма полезный урок. Существовавшие во многих странах модели товарно-денежных отношений доказали свою нежизнеспособность, а кризис с удивительной точностью указал, что в сложившемся экономическом менталитете необходимо изменить, приблизить к требованиям сегодняшнего дня. Именно в грамотном распределении потоков товаров современные аналитики видят выход из трудного положения. Логистика сегодня — это своего рода та палочка-выручалочка, которая при правильном с ней обращении способна вывести мир из экономического тупика. О том, какие перспективы и шансы на жизнь есть у этой науки в нашей стране, мы разговариваем с председателем Белорусской ассоциации логистики «АБИЛОГ», ректором Международного института трудовых и социальных отношений Валерием ТОЛКАЧЕВЫМ (на снимке).

— Многие страны, развивая логистические схемы, видят в этом чуть ли не панацею от кризиса... Валерий Иванович, а как можно охарактеризовать процесс управления цепями поставок в Беларуси?

— В Европе логистика начала занимать свои позиции в конце 60-х — начале 70-х годов. Появились склады, которые впоследствии разрослись до уровня полноценных логистических центров, как в Италии, Германии, Голландии, Швеции. В Беларуси логистика как теоретическая и прикладная наука развивается уже 4—5 лет. Важным шагом стало принятие правительством Программы развития логистики до 2015 года. Формируются группы людей, которые занимаются логистическими направлениями. Сейчас идет разговор о создании новых складов группы А и В. К сожалению, складов группы А в республике пока нет, единицы — группы В. Складские помещения у нас в основном относятся к группам С и Д. Но, для сведения, в Европе от них давно отказались, там они считаются пережитками прошлого.

В программе прописано создание 15 логистических центров, хотя, на мой взгляд, это не очень осмысленное понимание ситуации. Центр — серьезная структура, он создается 10—15 лет. Мы же можем говорить на начальном этапе о создании современных складов, которые будут отвечать как европейским, так и международным стандартам. Необходимо определиться, где правильнее размещать сеть складских помещений. Наиболее приемлемым вариантом, и он, кстати, уже озвучивался на различных уровнях, может быть аэропорт Минск-2. Здесь уже имеются две важнейшие инфраструктуры — сам аэропорт и связь с автострадой Брест—Минск—Москва. Безусловной составляющей центра также является железнодорожная ветвь. Далее центры могут создаваться в Гродно или Бресте, в Орше.

Логистика пока не стала прикладной наукой. Судя по различным источникам информации, у нас в этом направлении в последнее время наблюдается какое-то топтание на месте. Нет даже понимания той цели, ради которой стоит привлекать логистические объединения и группы. Значит, нет и конкретных решений. В отличие от других стран Европы (Германии, Италии, Польши) в Беларуси нет единого центра, который бы координировал эту работу. Различные министерства и ведомства у нас занимаются узкими направлениями логистики: Минторг — торговой логистикой, Минтранс — транспортной, Минпром — промышленной, концерн «Белресурсы» отвечает за складские помещения. Это распыляет силы и средства, не дает возможности проанализировать ситуацию и, самое главное, принять важные решения.

Не так давно наша ассоциация провела международный симпозиум, где было высказано предложение создать такой центр (отдел, департамент) при Министерстве экономики. Логистика сегодня нуждается в централизации. И, как показывает опыт других стран, на первых порах ее развития как стройной, четкой системы здесь обязательно должна присутствовать помощь и поддержка государства. Ведь появляется необходимость в принятии нормативных актов различного уровня, упрощении таможенных связей, расширении контактов с зарубежными партнерами и, безусловно, подготовке соответствующих кадров.

— Вы затронули очень важный аспект — подготовку кадров. Удалось ли здесь сработать на опережение, то есть при благоприятном и быстром развитии логистических схем, центров какие специалисты будут ими управлять?

— У нас нет дипломированных специалистов широкого спектра логистики. Готовим логистов в области транспорта. Вырисовываются три направления логистической науки (экономическое, транспортное, туристическое) и четвертое — переподготовка кадров на базе соответствующего высшего образования. Первым и вторым необходимо обеспечить стажировку за рубежом. В Международном институте трудовых и социальных отношений, Белорусском национальном техническом университете, Белгосуниверситете, Белорусском государственном экономическом университете начата подготовка логистов.

Как показывает опыт, в ближайшие 3—5 лет нам понадобятся от 1,5 до 3 тысяч дипломированных логистов. На ряде предприятий, как, например, на ЗАО «Атлант», уже создаются отделы логистики. Кстати, в известном логистическом центре под Вероной (Италия) работают, для примера, три тысячи человек. Это не только рабочие, грузчики, охрана, таможенная служба, но и люди с соответствующей логистической квалификацией. К слову, центр обеспечивает не только складирование товара, но и создание новых товаров, на его базе действуют сборочные мини-цеха и предприятия. В центре под Вероной, кроме прочих товаров, могут находиться до 600 автомобилей «фольксваген» — сюда они поступают прямо с завода, не готовыми к эксплуатации, а персонал центра доводит их до кондиции и доставляет в торговые салоны.

Любой современный логистический центр — это не менее 3000 работающих. Половину из них составляют профессиональные логисты. Это люди, прекрасно знающие один-два иностранных языка, информационные направления, владеющие компьютером на уровне пользователя. Как показывает мировой опыт, высокие требования к таким специалистам соизмеримы с уровнем их доходов.

— В любом новом деле далеко не всегда успех обеспечивают именно деньги. Валерий Иванович, готовы ли белорусы морально к тому, чтобы развивать логистические схемы?

— Мало внимания уделяют этому важному вопросу в СМИ. На мой взгляд, нам необходимо расширить информационное пространство в области логистики. У нас ведь до сих пор нет даже простейшего журнала по логистике. На своем международном симпозиуме мы говорили о том, что необходимо на первых порах создать хотя бы информационный бюллетень. Требуется анализ белорусского и зарубежного опыта в области логистики. Для этого нужны встречи с зарубежными специалистами. «АБИЛОГ» включена в европейскую ассоциацию логистики, а сейчас мы ведем переговоры о присоединении к средиземноморской ассоциации.

Есть и чисто научные проблемы. Недостаточно пока в стране специалистов, которые бы могли читать лекции по логистике. И этот коллектив ученых и практиков мы должны создавать. Кстати, данным вопросом тоже мог бы заниматься координационный центр. Логистика — это то, что востребовано сегодня, а завтра будет востребовано «в квадрате» или «в кубе». Все увидели, что это та нить, которая способна вывести страны в их попытке избежать перепроизводства на ровную дорогу.

— То есть говорить о логистике на уровне ее практического применения в Беларуси тоже пока рано?

— Увы, это так. И мне кажется, этому мешает наша разобщенность в действиях. Но рычаг должен быть в руках государства. Так все начиналось и в других странах. А дальше ситуация уже развивалась по-разному, ведь в Европе большую долю занимает частный сектор экономики. Тенденции мира показывают, что существовавшая структура госуправления начинает себя изживать. Поэтому нужны новые схемы, новые люди.

Мы начнем готовить логистов, и очень важно, чтобы через четыре года, когда эти люди получат дипломы, они были востребованы в своей стране. А они смогут найти себе применение по специальности лишь с поддержкой государства. Главное в управлении цепями поставок — люди, профессионалы. Построить склад, центр — это полдела, важнее наполнить его специалистами. Схема «товар—деньги—товар» никогда не устареет, деньги должны работать и приносить прибыль. Поэтому сегодня нам нужна четкая государственная стратегия во всех направлениях логистики — транспортной, торговой, производственной, кадровой, логистики склада. Это нужно всем: и государству, и производителям, и потребителям. В конечном итоге это будет работать и на имидж страны, ведь уже все знают о том, что Беларусь — развитая транзитная артерия. А рынок Европы сегодня активно формируется, особенно в рамках ЕС, Шенгенской зоны, Всемирной торговой организации.

— Можно ли развивать логистические центры на базе существующих складов класса С и Д, о которых вы упоминали?

— Это тупиковый путь. Они устарели морально и материально. Задача и проблема склада сегодня — строго соблюсти время хранения в нем товара. По международным стандартам, этот срок может составлять 3—5 дней, 10—15, 20—25 суток. Дольше товар на складе лежать не должен. Кроме того, на складе должно четко отслеживаться качество товара. Предприятиям выгодно и удобно работать через логистические склады и центры. Это перспективное мышление, параллельно с созданием таких объектов важно вложить в производителей. Уже сегодня в стране есть необходимость хотя бы в пяти—восьми складских помещениях современного образца. Да, спешить в этих вопросах, может, и не стоит, но и отстать нельзя.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter