Для чего нужна Палата экспортеров

Палата для Экспорта

В ближайшие пять лет экспортерам необходимо решить непростую задачу —  увеличить поставки товаров и услуг на 21—25%, сформировать положительное сальдо внешней торговли и продавать не менее 65% произведенного в стране продукта. Сложно? Да. Возможно? Если приложить усилия. Причем как государственным структурам, так и деловым кругам. 


Переломным в негативном смысле для белорусских предприятий стал 2013 год, когда экспортные показатели начали снижаться. Ситуация не выправилась до сегодняшнего дня. На прошедшем недавно заседании Президиума Совета Министров Андрей Кобяков констатировал: при запланированном росте продаж товаров и услуг в первом квартале на уровне 101,1%, по факту за четыре месяца мы имеем 83,9%. Есть и другой нюанс. В физическом выражении объем отгрузок увеличился, однако жесткая конкуренция, а порой и высокая себестоимость готовой продукции приводит к снижению стоимостных объемов. Задачи, которые помогут исправить ситуацию, определены: диверсификация экспорта, снижение себестоимости, увеличение доли выпуска высокотехнологичного и наукоемкого продукта. Кроме того, сегодня необходимо более активно вовлекать в экспортную политику бизнес. Программа социально-экономического развития на 2016—2020 годы предусматривает создание специализированных агентств, которые будут продвигать экспорт малого и среднего предпринимательства (МСП). Одна подобная структура совсем недавно уже начала свою работу. 

В стране появилась Палата экспортеров. Ее создание стало логичным продолжением подписанного рамочного соглашения о сотрудничестве между  Министерством иностранных дел и Республиканской конфедерацией предпринимательства. Председатель президиума конфедерации  Владимир Карягин объясняет: «Палата экспортеров — это подразделение конфедерации, куда может попасть любое предприятие. Кроме того, мы создали Палату импортеров и Палату инвесторов. Чего ожидаем от этого триединства? Смотрите: к нам приходят работать иностранные компании, сначала они просто что-то продают в стране, изучают рынок. Мы их убеждаем стать инвестором и построить здесь завод, торговый центр, открыть какой-то сервис. Они это делают и становятся инвесторами. Создав определенный блок продукции, им необходимо осваивать другие рынки. Например, рынок ЕАЭС, где 180 миллионов потенциальных покупателей. Поэтому мы заранее создаем экспортные площадки — в Москве, Дубаи, в Латвии, Китае, чтобы облегчать работу бизнесу и предприятиям». Владимир Карягин напомнил о соглашении с МИД о сотрудничестве на 2016—2020 годы и заверил: подобные документы будут подписываться и с конкретными производителями, и с целыми регионами. Таким образом в стране будет создан целый экспортный пул. С Палатой экспортеров, кстати, уже сотрудничает Белорусская универсальная товарная биржа. 

Одной из важных и долгосрочных программ палаты станет Национальная белорусская оптово-розничная выставка-ярмарка «Беларусь предлагает», которая уже начала работу в Москве. До 2025 года центр площадью  60 тысяч квадратных метров на льготных условиях передан в пользование Республиканской конфедерации предпринимательства. Площадка тесно связана с 86 регионами России. Здесь можно будет производить сделки, а также развивать сеть дилеров и поставщиков. Основная задача — поднять малый и средний бизнес. Всего свою продукцию здесь представят до 1000 предприятий и бизнес-структур. 

Появление подобной палаты в стране демонстрирует: интерес к экспортной политике у малого и среднего бизнеса огромен. Правда, зачастую компании просто не знают и не представляют, как нужно работать в нынешних реалиях. В ходе XVII ассамблеи деловых кругов «Вызов кризису», которая проходила в марте этого года, министр иностранных дел Владимир Макей привел интересные цифры: доля субъектов МСП, занимающихся ВЭД, менее 18%. В то же время эти предприятия обеспечивают около 40% белорусского экспорта. Таким образом, вовлечение во внешнеэкономическую деятельность хотя бы половины малых и средних предприятий позволило бы увеличить общий объем экспорта на 25 миллиардов долларов. Остается надеяться, что бизнес этот посыл услышит. 

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter