26-27 мая Александр Лукашенко совершит официальный визит в Пакистан

Пакистан: интересы и возможности

АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО 26—27 мая совершит официальный визит в Исламскую Республику Пакистан. Глава государства проведет переговоры с Президентом Пакистана Мамнуном Хусейном, премьер-министром Навазом Шарифом, спикером Национальной ассамблеи парламента Сардаром Садиком. По итогам визита ожидается подписание ряда двусторонних документов.

В Исламабаде проходит пакистано-белорусский бизнес-форум.
В Исламабаде проходит пакистано-белорусский бизнес-форум.

Что мы знаем о Пакистане? Это шестая по численности жителей страна мира, чье население стремительно приближается к 200 миллионам человек, и примерно 45 процентов граждан заняты в аграрном секторе. Значит, нам есть что предложить. Да и на гербе Пакистана — щит, на котором изображены четыре главные культуры: хлопок, джут, чай и пшеница. Страна входит в число 11 государств, которые имеют наибольший потенциал, чтобы стать одной из крупнейших экономик мира в XXI веке. Уже сейчас Пакистан занимает 10 процентов на мировом рынке производства хлопка. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы он может выйти на второе место в мире по экспорту риса. Стремительно развиваются и высокие технологии.

Понимая перспективы, в исламскую республику стали подтягиваться инвесторы. Свои интересы активно продвигает и Беларусь. Наш двусторонний товарооборот приблизился к 60 миллионам долларов, причем подавляющая часть – это белорусский экспорт. Мы продаем сельхозтехнику, калийные удобрения, шины, химволокно, а покупаем рис, фрукты, ткани и текстиль. Сотрудничество весомое, но пока незначительное. 

В конце 2014 года в Исламабаде открылось белорусское посольство. Это значит, что появились новые возможности для взаимодействия по всем направлениям.

На протяжении нескольких десятков лет Беларусь и Пакистан крепко-накрепко связывает один из самых известных в мире наших промышленных брендов — трактор «Беларус». Сотрудничество началось с массовых поставок еще в советское время. В начале 80-х годов построен завод по прогрессивной сборке из белорусских узлов и деталей. За 10 лет с его проходной вышло более тысячи тракторов модели «МТЗ-50». С распадом СССР развить проект не удалось. Сейчас мы поставляем в Пакистан машины в собранном виде. В последние годы в среднем продаем от 3,5 до 9 тысяч единиц. Пиковая поставка зафиксирована с марта 2009-го по февраль 2010 года — тогда отгрузили более 14 тысяч тракторов.

За более чем полувековое сотрудничество «Беларус» смог завоевать доверие местных фермеров. При том что конкуренцию составляют три местных завода, которые собирают агрегаты по европейским лицензиям. 

Что касается особенностей вообще восточного рынка — ему нужен максимально простой и ремонтопригодный агрегат. Известен интересный факт… Был эпизод, когда наш трактор и несколько машин конкурентов, переезжая вброд горную реку, опрокинулись. Но потом завестись смог только «Беларус».

В марте 2015 года к белорусским коллегам приезжал руководитель пакистанской Академии наук. На подходе — правительственное соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий. Перспективы широкие — от фармацевтики до ядерной энергетики. Что касается финансовой поддержки перспективных совместных проектов, то здесь серьезную роль могут сыграть стратегические отношения Беларуси с Китаем. Ведь в этом регионе Пакистан является стратегическим союзником КНР. Китай направляет туда большие инвестиции, в том числе в известный проект порт «Гвадар». 

Географическое положение этого крупнейшего порта уникально — он расположен на побережье Аравийского моря, на перекрестке важнейших водных путей мира: богатого нефтью Ближнего и Среднего Востока и объемными рынками Центральной и Южной Азии. Китай вкладывает в инфраструктуру доставки своих товаров и услуг в Европу, что напрямую касается и Беларуси, которая становится важнейшим транспортным и производственным узлом Шелкового пути XXI века.

На этой неделе внимание к перспективному региону будет на самом высоком уровне. Вчера в Исламабаде начал работу Белорусско-пакистанский бизнес-форум, а сегодня к деловым кругам присоединятся руководители двух стран. 

Готов открыть сборочное производство техники в Пакистане и ОАО «Амкодор» — управляющая компания холдинга». По мнению председателя совета директоров Александра Шакутина, здесь есть возможности по продаже дорожно-строительных и коммунальных машин и оборудования. Он уверен, что после визита Президента в Пакистан, переговоров на высшем уровне интерес к белорусской технике возрастет в разы, и мы возвратим наш традиционный рынок.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter