Пачка с двойным дном

"Thank you for smoking" - так называется уморительно смешной роман Кристофера Бакли, бьющий рекорды продаж во многих странах мира.
"Thank you for smoking" - так называется уморительно смешной роман Кристофера Бакли, бьющий рекорды продаж во многих странах мира. Речь в нем идет об общественном представителе табачного лобби, цинично (и до поры до времени успешно) сражающемся с противниками курения. Причем это не безобидный юмор, а злейшая сатира на современность: как утверждают знающие люди, все происходящее ну очень узнаваемо, а всемирно известные личности, делающие на табаке деньги, едва прикрыты весьма прозрачными псевдонимами. Курить или не курить? - сегодня не такой уж личный вопрос. За каждым "нет" или "да" в итоге стоят чужие финансовые интересы.

"Знаете ли вы, что если каждый курильщик сократит свою дневную норму всего на 5 сигарет, то производители потеряют на этом миллиард долларов? Им, тратящим на рекламу 6 процентов от доходов, есть за что бороться", - говорит Андрей Секач, главный внештатный специалист Минздрава по проблемам формирования здорового образа жизни, который по долгу службы возглавляет у нас в стране войну с пресловутым табачным лобби. Впрочем, сами компании всячески предлагают ему (а в его лице и Минздраву) свою дружбу на любых условиях. На одной из пресс-конференций даже прозвучал упрек: "Почему ваше министерство не идет навстречу?", Андрей Семенович парировал: "А если бы у вашего сына был друг-наркоман, вы бы тоже поощряли их дружбу?" - "Табак не наркотик", - взвился представитель табачной компании. - "Но по воздействию на организм ВОЗ приравнивает его к наркотикам"... К подобным дискуссиям приходится быть готовым, ведь в чем в чем, а в умении выискивать для себя новые лазейки защитники табака за последние полвека поднаторели изрядно. Стоило запретить рекламу сигарет, как тут же началась кампания по продвижению торговых знаков. Стоило обязать производителей отводить на пачке не менее 30 процентов площади информации о вреде курения - нет проблем, на Западе изобрели специальные подставки, которые просто закрывают "нехорошую" надпись от покупателей. А как, на первый взгляд, разумно выглядят любимые демагогические приемчики "табачников" - "мы не расширяем круг курильщиков, а просто поощряем сохранять верность той или иной марке" или "в свободном мире курение - право выбора взрослого человека"! Что касается акций под самыми похвальными лозунгами, на которые не скупятся "киты" сигаретного бизнеса, то, по мнению наших медиков, они всегда имеют под собой двойное дно. "Что такое, допустим, Ассоциация по предотвращению курения среди несовершеннолетних, с которой сотрудничают некоторые ведомства? - возмущается Андрей Секач. - Это ведь не что иное, как пропаганда установки: пока ты маленький - тебе курить нельзя, хочешь быть взрослым - закури. Настоящая, на мой взгляд, провокация. Пикантный факт: работает эта ассоциация на деньги одной всем известной табачной компании..."

Со стороны может показаться, что в последние годы "табачники" терпят поражение за поражением - их засыпают судебными исками, загоняют во все более драконовские рамки. Однако на самом деле война идет с переменным успехом. Скажем, американские производители табака недавно одержали крупную победу в тяжбе с Гватемалой, Никарагуа и Украиной, которые требовали компенсаций за ущерб, причиненный здоровью населения в ходе многолетней подтасовки фактов о влиянии курения на организм. Более того, дружеское плечо подставил воротилам сигаретного бизнеса Голливуд, где, по подсчетам ученых Дортмундской медицинской школы, в 85 процентах наиболее кассовых картин герои "смалят" сигарету за сигаретой. Табачные корпорации пытаются уверить общественность, что они тут ни при чем, что еще десять лет назад они "добровольно" отказались от продвижения своей продукции на большой экран. Цифры свидетельствуют о прямо противоположном: доля картин, где марка сигарет выставляется напоказ, увеличилась за это же время на порядок. Любопытный парадокс, правда?.. Сохранять статус-кво табачному лобби помогают еще и сами законы рекламного бизнеса: как выяснилось, смысл имеет лишь полный запрет рекламы табака (в странах, где он введен, допустим, во Франции и Норвегии, потребление сигарет на душу населения сократилось на 17 - 30 процентов). Малейшее послабление, частичная уступка "табачникам" - и курение вновь набирает обороты.

Минздрав Беларуси тоже ратует за полный запрет рекламы и спонсорства в сфере табачной индустрии, хотя и понимает, что это дело не сегодняшнего, а скорее завтрашнего дня. Первые шаги уже сделаны - заработал Декрет Президента "О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий". Теперь "табачникам" придется поломать голову над тем, как разместить рекламу не ближе чем в 100 метрах от учреждений образования, культуры и здравоохранения, коих, скажем, в центре Минска - буквально на каждом шагу. А руководителям по примеру администрации Комаровского рынка хорошенько продумать, где отвести места для курения - да так, чтобы это были непроходные комнаты с отдельной системой вентиляции. Со своей стороны медики добились, чтобы с сигаретных пачек наконец исчезла первая половина надписи "Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья", а с ней и намек на их причастность к табачному производству. Андрей Секач надеется, что в скором будущем само предупреждение станет звучать куда более устрашающе: например, "курение - главная причина рака легких". Как показывает опыт соседней Польши, это лучший аргумент для 70 процентов из тех, кто в конце концов бросает курить. Совсем скоро, в мае, Беларусь в числе еще 47 государств ожидает подписание рамочной конвенции по борьбе с табаком - документа, в котором акценты будут расставлены еще жестче. С одной стороны, медиков это не может не радовать, с другой - есть опасность, что табачные кланы со своими бездонными бюджетами, огромными штатами "пиарщиков" и умением лавировать в сложных ситуациях хлынут из Европы, где их теснят не первый год, к нам. Готовы ли мы противостоять этой атаке? Увы, под началом Андрея Секача пока всего один психолог и один социолог. Есть и кое-какие наработки, но в масштабах страны это, конечно, просто мизер. Средства на "контрпропаганду" выделяются от случая к случаю. Получается, что, помимо идеологической поддержки, чуть ли не единственное оружие медиков - их принципиальная позиция. Другие структуры, местные власти, на помощь которых хотелось бы рассчитывать, решить для себя вопрос - что главнее: экономические интересы или здоровье нации? - пока не спешат.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter