«Озоновый слой» бытия

Основа нравственности — активная жизненная позиция человека

Общество сильно своей нравственной культурой

Нынешний мир насыщен переменами. Он уходит от чертежей и переходит на цифру. Круто перерождается экономический уклад. Кумиры современности разрушают незыблемые человеческие ценности и благородные христианские заповеди, без которых, говоря словами Федора Достоевского, «никогда не может получиться никакой хорошей действительности». «Вот почему на передней план выдвигается задача нравственного воспитания», — подчеркнул Александр Лукашенко на IV Всебелорусском народном собрании. И в своих последующих выступлениях глава государства не раз акцентировал внимание на упрочении связующей общности идеалов, моральных устоев и веры, нравственной самодисциплины, всего того, что составляет духовный код нации.

Нравственность, словно «озоновый слой», веками оберегала среду человеческого обитания, укрепляла в людях силу духа и помогала преодолевать выпадавшие на их долю испытания. Ее, нравственность, не увидишь обычным взглядом. Но как объективная данность она есть в сердце и подсознании человека, привержена фундаментальным моральным принципам, сложившимся в обществе и отшлифованным временем, церковью и культурой.

Мудрец рассказывал, что, когда человек рождается, он чист и безгрешен и лицо его светло. По мере взросления к нему нередко приходят злые мысли и жестокие поступки. Сказываются издержки воспитания, происходит смена ценностных ориентаций, мелеет душа. Что греха таить, не каждые отец и мать привили своим чадам целомудрие, чувства любви, добра, сострадания к ближнему.

Еще античный поэт Гораций восклицал: «Где нравственности нет, что пользы принесут напрасные законы!» Однако его точку зрения не разделяли истинные просветители. Они вполне резонно полагали, что принимаемые правовые акты должны пресекать пороки, аморализм, обеспечивать, по словам крупного философа Владимира Соловьева, минимум нравственности, за которую общество не может опуститься. И где этого не понимают, там неизбежны хаос, смута, крах. Вспомним Греческую и Римскую империи, павшие не от внешних нашествий или биологической усталости и смерти. Их подкосило внутреннее нравственное разложение, подавившее защитные жизненные ресурсы.

Эпоха классовой борьбы осталась позади. Однако то, что творилось в пучине безнравственности, порожденной перестроечной вакханалией, не снилось ни грекам, ни римлянам. Тотальная конфискация всех народных сбережений, дармовая приватизация государственной собственности, пресловутая «афера» с ваучерами, разгул криминального элемента вызвали всеобщее замешательство. Тогда под прикрытием лозунга свободы развернулась масштабная информационная война за сознание людей. Его захлестывал чудовищный поток ложных нравоучений типа: «Жить для себя», «Копить богатство», «Кто не успел, тот опоздал», «Родина там, где тебе хорошо». Зомбированные дельцы насаждали беззастенчивую пошлость и откровенную распущенность.

Счастье Беларуси, что у народа жила и сохранилась изрядная нравственность. Вопреки ниспровергателям и циникам, она сумела уберечь универсальные идеалы, лежащие в основе нашего менталитета и культуры.

Духовно-нравственному здоровью социума содействовали гуманистические деяния предков, гордость за победу в Великой Отечественной войне, размах народного образования, науки.

Разумеется, нравственность не должна оставаться статичной, а должна совершенствоваться и развиваться. Это задача огромной теоретической и практической важности. К сожалению, ей сейчас уделяется недостаточно внимания. Поубавилось статей на морально-этические темы и в СМИ. Нельзя надеяться, что все перемелется — будет мука. Высокая нравственность, по Пушкину, как и талант, дается не каждому. Ее в человеке надо закладывать сызмальства и упрочивать всю жизнь. У одного классика молодая мама спросила:

— С какого возраста нужно начинать воспитание ребенка?

Последовал уточняющий вопрос:

— А сколько уже исполнилось вашему малышу?

— Две недели.

Ответ для женщины оказался неожиданным:

— Вы ровно на две недели опоздали с воспитанием своей кровинки.

Основа нравственности — активная жизненная позиция человека. Кто-то скажет: карьерист, хамелеон, хапуга, стяжатель тоже проявляют активность. При этом они зачастую идут на подлог, обман государства, игнорируя элементарные нормы права и морали. Активность для себя — негативная, ибо она ориентируется лишь на собственную выгоду. Не отучив рвачей от узкого и плоского своекорыстия, от шкурничества и беспринципной изворотливости, общество затрудняется в нравственном возрождении.

Нравственность тождественна справедливости. Она ассоциируется с правдой человеческих отношений. Ради нее старшие поколения шли на баррикады, сражались с иностранными захватчиками, боролись за будущее.

Нравственность проявляется в благотворительности. Почему-то принято считать, что она существует на Западе, а у отечественных доноров-дарителей мотивация несколько иная. Но ведь меценаство, милосердие, приют — наша давняя традиция. Еще в древних летописях встречается немало из того, когда забота о стариках, недюжих и больных «была первейшей обязанностью и общей благотворительностью славян». Путешественники из других стран, посещавшие, к примеру, Белорусское Полесье, отмечали, что здесь живут гостеприимные люди. Накормят, ночлег предоставят и денег не возьмут.

Отрадно, что благотворительной помощи становится больше. Недавний госсекретарь Союзного государства Павел Бородин взял под свою опеку более 1000 детей в России и около 500 в Беларуси. И как тут не вспомнить пословицу: «Сироту пристроишь — что дом построишь». Обустроил десятки детдомов в Москве, Якутии, Ульяновской и Нижегородской областях, два детдома в Витебске. На эти цели Павел Павлович перечислял часть своей зарплаты, а также подключал предпринимателей, чьи средства шли целевым назначением. Когда он, выступая в Европарламенте, рассказал про детдома, зал пять раз аплодировал. Белорусские художники Борис и Валентина Цитовичи, переехавшие из Минска в одну из деревень Вилейского района, возвели часовню в память о воинах, павших на полях сражений. Знаменитый уроженец Беларуси академик Жорес Алферов присужденную ему Нобелевскую премию потратил на создание Научного центра в Санкт-Петербурге — по месту нынешнего проживания. Осознавая, что жизнь держится на духовности, благодати, радости и счастье.

Мы слишком долго разбрасывали камни своей истории. Пришло время их собирать. Сохранение своей самобытности, веры и нравственности не позволило нас превратить в Иванов, не помнящих родства. Связь времен не прерывается, и это знаменательно. Свое развитие Беларусь должна строить, опираясь на образование, культуру, нравственность. Важно, что у государства и общества есть такое понимание перспективы. От верной ее реализации зависит успех в строительстве благополучной и цивилизованной страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter