Ожидания и реальность

«Знаменка» узнала у первокурсников, какой они представляют свою будущую работу
Сегодня завершилось зачисление в вузы. «Знаменка» узнала у первокурсников, какой они представляют свою будущую работу. И попросила настоящих профи рассказать, как все обстоит на самом деле.



Надежда Поваляева, Глуск, поступила в БГУИР на специальность «Программное обеспечение информационных технологий»:

– Хотела стать программистом класса с седьмого. Всегда нравилось лазить по исходным кодам страниц, находить то, что не видно обычному пользователю. Представляю, как буду работать с языком, искать проблемы и устранять их.

Сомневаюсь, что абсолютно каждый день буду создавать что-то новое и уникальное. Но надеюсь, рутина не помешает мне получать удовольствие от работы.

Говорят, у программистов высокая зарплата. И что студенты получают работу уже с третьего курса, главное – хорошо показать себя во время учебы. Хотелось бы устроиться в престижную фирму, где поощряют желание изучать что-то новое. Ну и кто не мечтает о практике в другой стране?

Алексей Мешов, инженер-программист (Java-разработчик):

– Эта работа прекрасна тем, что позволяет реализовать себя и требует саморазвития. Практически любая фирма заинтересована в профессиональном росте сотрудников, поэтому оплачивает участие в конференциях, курсы повышения квалификации. Но для этого работник сам должен проявить инициативу.

Если думаете, что денег будет много, а работы мало, сразу скажу: это заблуждение. За каждый отработанный час придется отчитываться. Периодически случаются авралы. Еще одна иллюзия связана со стремлением сделать мир лучше и разработать революционный софт. На самом деле большинство занимается тем, что сопровождает уже кем-то созданный продукт. Правда, можно «пойти в стартап», но это большая лотерея – выстрелит проект или прогорит.


Иван Никоненко, Минск, поступил в Витебскую государственную академию ветеринарной медицины:

– У многих романтические представления о профессии ветеринара, но не у меня. В семье три поколения врачей. Крови не пугаюсь, уже присутствовал на мелких операциях. В детстве выхаживал больного попугая, кота после того, как на даче кто-то разбросал отравленное мясо.

Плохо, что, пока будет мало практического опыта, могу навредить пациенту. Но родители говорят: надо хорошо учиться и ничего не бояться.

Понимаю, что после учебы могут отправить не только в ветклинику, но и, например, на предприятие. Я, конечно, хочу лечить животных. Если сложится по-другому, может быть, разочаруюсь, но я ко многому готов. 

Сергей Сас, ветеринарный врач с 30-летним стажем:

– Мало любить животных, чтобы быть ветеринаром. Нужно хотеть лечить. Физически и морально это тяжелая работа, но безумно интересная и многопрофильная. Можно работать в клинике, на границе, мясокомбинате, в колхозе, быть чиновником… 

Не бойтесь навредить пациенту. Такое возможно не только в начале работы, но и после многолетнего опыта. Главное, работайте над собой, сомневайтесь, осторожно относитесь к диагностике и лечению. И запомните: если не можете вылечить, продлите жизнь и облегчите состояние.

Ребятам, которые хотят стать врачами, но видят, что не проходят по баллам в мед­университет, мой совет: смело идите в ветеринарию. Старайтесь найти себя в лечебном деле, и тогда вы не разочаруетесь.



Мария Дризгалович, Осиповичи, поступила на факультет начального образования в Белорусский государственный педагогический университет:

– Я решила продолжить семейную династию: моя мама воспитатель в детском саду, папа – мастер производственного обучения в колледже. Честно говоря, они были не в восторге от моего выбора, ведь профессия педагога не слишком денежная, а времени и сил отнимает гораздо больше, чем любая другая. Хочу работать в начальных классах: мне кажется, что до 10 лет – это как раз тот возраст, когда еще есть шанс увлечь детей чем-то новым и показать, что в мире много интересного помимо планшетов и телефонов. 

Николай Шавловский, учитель начальных классов средней школы № 125 Минска:

– Хочу предупредить Машу, что работать будет непросто. Я знал немало молодых учителей, которые уходили из школы после первого же учебного года. Особенно тяжело с первым классом, когда еще нет сплоченного коллектива, понятия о дисциплине. 

В нашей профессии самое главное – любить детей, стараться стать им другом. Для этого нужно знать, чем они живут: смотреть те же мультики, знать, в какие игрушки они играют. А еще учитель должен быть хорошим психологом, ведь все дети разные, к каждому нужен свой подход. Помню, у меня в классе был мальчик, который первые полгода провел под партой: он прятался туда всякий раз, когда уставал от шума или хотел домой. 

Но я рад, что молодые сознательно выбирают такую работу. Как говорится, учитель – профессия от бога, а все остальные профессии – от учителя. 



Антон Сакович, Минск, поступил в Академию МВД на факультет милиции:

– В прошлом году я поступил в коммерческий вуз на юриста. Но, проучившись полгода, понял, что не хочу расставаться с мечтой всего детства, и стал готовиться к поступлению в Академию МВД – опять ЦТ, сборники тестов, репетиторы. В результате набрал на 60 баллов больше, чем год назад. 

Я планирую работать в уголовном розыске. Думаю, что не разочаруюсь в своем выборе: мой отец много лет работает в этой сфере, поэтому у меня трезвый взгляд на вещи, без налета романтики. Я понимаю, что будет трудно: это не та работа, где сидишь с девяти до шести, почитывая сайты, и ровно по звонку уходишь домой. Но я к этому готов.



Анатолий Сакович, начальник главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД:

– На самом деле работа уголовного розыска выглядит не так, как в сериалах «Глухарь» или «Улицы разбитых фонарей». Приключений у нас гораздо меньше, а тяжелого, кропотливого труда несравнимо больше. А еще в кино все преступления обязательно раскрываются, а в жизни, к сожалению, это бывает не всегда. 

Ребятам, которые выбирают нашу сферу, советую забыть о выходных и праздниках: когда вся страна отмечает Новый год или День Независимости, вы, скорее всего, будете на дежурстве. Еще следует понимать, что милиционеры всегда на виду, и это накладывает дополнительные обязательства. К примеру, если милиционер попал в ДТП, это обязательно вызовет волну обсуждений: нашим работникам промахов не прощают.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter