На почте днем очередей нет, а тут набежало людей

Ожидание счастья

На почте днем очередей нет, а тут набежало людей. Время платить по счетам. Настал мой черед, подаю в окошко квитанции. У меня и без них здесь дел полно, такой я небыстрый клиент. За мной заняла немолодая женщина. Стоит и вздыхает, что все так долго. В соседнем окошке уже три человека обслужили и... пусто. Женщина нет-нет да и бросит взгляд на бездельничающую операционистку, но не идет туда. Ждет, пока со мной разберутся. Я наблюдаю, пытаясь понять ее логику. А логика простая, здесь она уже вон сколько отстояла, вложила, можно сказать, душевные силы в эту ситуацию, как теперь вот так бросить все и перейти к свободному работнику почты? И знаете, дождалась, естественно. Я отошла в сторонку, и она вручила кассиру квиточек с номером своего мобильного, положила на счет деньги и пошла. Минутное дело.

Буквально вчера мне на глаза попалась любопытная научная статья. В 1953 году двое молодых ученых из Университета Макгилла в Монреале пытались понять одну загадочную крысу. Они вживили ей в мозг электрод и подавали через него ток, пытаясь таким образом активировать зону, которая, как считали другие исследователи, отвечала у крыс за реакцию страха. Судя по предыдущим отчетам, лабораторные крысы ненавидели электрические разряды и стремились избежать всего, что совпадало с моментом мозговой стимуляции. Но эта крыса всегда возвращалась в тот угол клетки, где ее било током. Как будто она мечтала все повторить. Ученые предположили, что ошиблись с местом установки электрода, расположив его в зоне удовольствия. Видимо, животное испытывало блаженство от ударов. Но нет. Область мозга, отвечающая за приятные ощущения, находилась в другом месте. Ответ на этот вопрос их поразил. Электрод по ошибке задевал зону желания. Не счастья, не блаженства. Каждый раз, получая разряд током, крыса не испытывала чувства глубокого удовлетворения, а всего лишь получала обещание счастья. Она действовала из соображений, что осталось нажать еще лишь разок, и случится чтото расчудесное...

Так ученые открыли не центр удовольствия, а то, что нейробиологи теперь называют системой подкрепления. Область, которую они стимулировали, была частью самой примитивной мотивационной мозговой структуры, которая возникает, чтобы побуждать нас к действию и потреблению.

Дело в том, что жизнь сложнее формулы “дал — получил”. Для того чтобы сварить простой обед, приходится действовать сложным образом. Раньше это была охота, изнурительная погоня за добычей, потом ее нужно было притащить на место стоянки, разделать, приготовить. Для совершения всех этих действий требовалось нечто большее, чем желание. Вот эволюция и наградила нас такой способностью — получать удовольствие от процесса, от предчувствия. Сейчас эти схемы даже более чудны. Для того чтобы съездить на две недели в отпуск, пообщаться с семьей и отоспаться, приходится не спать 50 недель в году. И рычать на детей, которые вечно путаются под ногами. Странное дело, но так мы попали в ловушку схемы, которая помогла человечеству выжить. Мы существуем, грызем землю, стоим в безнадежной очереди, и все потому, что хотеть для нас лучше, чем получать.

За все эти перевертыши ответственность несет гормон дофамин, запускающий эту самую систему подкрепления. Прошли мимо кондитерской, вдохнули запах свежей выпечки: здравствуй, порция дофамина в крови! Чувствуете радость, предвкушение? Но ведь булочка не съедена и даже не куплена. Это не важно. Счастьето есть. Я сама стала замечать: сборы на шопинг гораздо приятнее самого похода по магазинам. Чем я хочу себя обрадовать? Что мне нужно купить? 

И радостное щекотание во всем теле. А что в магазине... Все не то. Стояние в очереди, духота. Почему так долго?! По дороге домой я прячу разочарование. 

Но деньги истрачены. Сейчас, говорят, психологи советуют поднимать себе настроение визуальным шопингом. Просто пройтись — посмотреть. Англичане говорят window shopping.

Стоит ли отчаиваться, что мы все в плену у дофамина? Оказывается, нет. Нет! Нет!!! Исследования показывают, что причиной депрессий является как раз дофаминовая недостаточность. Отсутствие влечений и желаний делает людей не умиротворенными, а подавленными. Так что самая печальная песенка была исполнена принцессой из “Бременских музыкантов”: “Ничего я не хочу”... Это беда. А счастье? Осознать как раз тот факт, что оно не в конце пути. А везде.

Разбросано фантиками. Хочу. Хочу. Хочу.

Вот оно, настоящее счастье. Лелеять свои желания. Накапливать пункты в Wish list. А потом передумывать и хотеть другого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter