Из того, что я поняла буквально за первые месяцы жизни в деревне, - человек производит очень много мусора

Озерцо ненужных вещей

ИЗ ГОРОДА мы уехали, а привычки остались: постоянно вывозили отходы своего хозяйствования. Такого энтузиазма среди местного населения я не видела. Мусорные баки в соседней большой деревне заполнялись чень медленно — с хорошей зрительной памятью мы быстро определили в них наличие практически только наших мешков. Неужели от нас столько отходов? Мусорная концепция быстро приняла простые и жесткие правила: органику — в компост, то, что горит, — в печь или костер, пластик, полиэтилен и битое стекло — на вывоз. Вот здесь бы пригодились раздельные контейнеры. Но их в нашей периферии нет. Вопрос, куда девается мусор безавтомобильных жителей деревень, хуторов, откуда он планомерно не вывозится, все не давал мне покоя.


И вот однажды рядом с нашей деревней случилось ЧП. Зайду издалека. Так вышло, что вместе с участком нам достался заброшенный и заболоченный пруд. Он занимал значительную часть земли, но мы были довольны и строили на него планы в дальней перспективе. Перспектива приблизилась с подступлением к деревне огня. По окружающим лугам через поля и болота шел пожар от чьей-то брошенной сигареты. Все, на тот момент, шестеро жителей трех домов вышли защищать свои угодья. Старенький дед Иван - с дубцом, мы - с банальным интересом и неподдельным испугом, соседи - с телефонами обзванивать местную власть, а их мама и свекровь бабушка Лёдя - с готовностью воевать. Наша коалиция, конечно, мало чем могла помочь. Через несколько часов нас спас колхозный трактор, почти в ночи огородивший деревню защитной полосой. Пожарные приехали охранять от огня дома. Первое, о чем они спросили: где наш пожарный водоем? Мы предложили свое болотце, но машина проехать к нему не смогла - утонула бы. За водой, если бы она понадобилась дополнительно, надо было ехать к речке 2-3 километра. После этого происшествия было решено пруд облагородить и расчистить, чтобы он стал своеобразной защитой против таких вот неожиданностей. Пожарным, однако, он так и не стал, так как над ним проходит линия электропередачи. Такого водоема у нас в деревне нет и до сих пор, потому что ради трех жилых домов, полагаю, копать его невыгодно.

Выждав сухую пору, мы нашли и завербовали на несколько часов самый маленький экскаватор в округе - дабы он не задел электролинию - и стали чистить наш пруд. Тут-то и открылась вся грязная правда о людских обычаях нести отходы «в болото». И все мои вопросы по поводу, куда же люди отправляют свой мусор, быстро испарились. Раньше деревня, в которой мы сегодня живем, была более густонаселенной, и в границах нашего участка было несколько домов. Вот из каждого дома в «болото» и несли все то, что было лишним. Мы достали из недр по запчастям полусгнивший мотоцикл, телевизор, горы нераспечатанных таблеток и всевозможных микстур, емкости с маслами, вероятно отработками. Мы вывезли пару центнеров битого стекла, ржавого железа и всевозможного пластика. Никто годы назад не предполагал, что ненужное болотце может кому-то пригодиться, стать домашним водоемом и быть малой формой ландшафтного дизайна, как сейчас принято говорить. Хуже всего, что люди считали нормой вот так избавляться от ненужного.

Еще хуже, что такая практика существует и поныне. Конечно, так делают не все. Но из-за того, что нет централизованного вывоза мусора из отдаленных уголков нашей Родины, хотя бы раз в месяц, это вынуждает людей куда-то его девать. Также это вопрос морали и культуры. Несмотря на угрозу штрафов, находятся экземпляры, не довезшие буквально пару километров до свалки прицеп-другой мусора и выгрузившие его у леса, по дороге к хутору или попросту в болото. Болото ведь никому не нужно. Оно все стерпит.

Эта тенденция, на мой взгляд, начинается, когда родители первый раз простили, «не заметили», не увидели ничего зазорного в том, что их ребенок не донес бумажку до мусорного ведра. Или они сами не донесли, выбросили на землю окурок, оставили мусор после пикника. И все, процесс пошел.

В реальности между людьми такая большая разница. Одни мои знакомые умудряются держать четыре пакета и сортировать то, что выбрасывают. Другие, правда, иностранцы, каждый месяц выходят на улицы маленьким городком, чтобы собрать с его дворов и переулков пластик, разлетевшиеся от ветров бумаги и обертки. Выходят вместе с детьми и пенсионерами, не из-под палки, совершенно безвозмездно, потому что любят место, где живут. А насколько любим и уважаем его мы? Есть еще ведь и незнакомые мне люди, вывозящие свои отходы в лес, в поле, за город. Даже приехав на отдых в отдаленный национальный парк, они надеются на призрачного дворника, который придет в лес, уберет, выудит из озера и увезет с собой их немалочисленный мусор, оставленный после веселой поездки. Потом они расскажут своим коллегам и родным, какая чудесная природа в Беларуси, какие красивые озера и зеленые леса. В следующий раз они поедут еще дальше, потому что здесь будет уже слишком грязно.

Надеюсь, мы сможем воспитать себя и следующее за нами поколение людей, не считающими зазорным убирать, по крайней мере, за собой, будем уважать место, в котором живем, какой бы отдаленный уголок ни выбрали  - для жизни, отдыха, путешествий или работы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter