Почему стало банкротом внешне благополучное хозяйство?

Оздоровить нельзя банкротить

1. Простые слова во спасение


Почему внешне благополучное хозяйство может разориться 

На поле КСУП «Бель» увидел два мощных импортных трактора. Еще четыре аналогичных отечественных. Достаточно и другой техники. Два года назад построен современный молочно-товарный комплекс с доильным залом. Попал в богатое хозяйство? Увы, оно — банкрот. Предприятие, у которого, казалось бы, все есть, а денег нет…


Сделал раскладку доходов и расходов хозяйства. Среднемесячная выручка — 225 тысяч деноминированных рублей. Но только фонд зарплаты вместе с платежами в ФСЗН и банковские кредиты превышают эту сумму. Хотя средняя  зарплата совсем маленькая — 296 рублей. А ведь надо еще за что-то покупать топливо, запчасти и многое другое. Прекратили возвращать кредиты банкам, появилась просроченная задолженность. В итоге «Бель» отнесено к группе устойчиво неплатежеспособных хозяйств. Досудебного оздоровления для выхода на эффективную работу недостаточно. Специальная  районная комиссия в соответствии с Указом № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» рекомендует процедуру антикризисного управления (банкротства).

Председатель Кричевского  райисполкома Василий Сысоев считает: финансовое положение «Бели» в немалой степени подорвало нельготное кредитование нового молочно-товарного  комплекса. А низкие надои там, как и по всему хозяйству, не дают возможности получить достойную выручку, чтобы рассчитываться с долгами. 

Так стоило ли строить ферму в ситуации, когда на одну корову приходится 2400 килограммов молока за год — в два раза меньше, чем в среднем по стране? При такой продуктивности заемные деньги никогда не вернешь. Похожая проблема, кстати, коснулась и других районов. Несколько лет подряд банки давали хозяйствам деньги на комплексы, не просчитывая возможность возвращения долгов. И лишь когда пошла лавина их невозврата, наступило отрезвление. 

С этого года перед ненадежными заемщиками зажигают «красный». Банк развития провел первый  конкурс на получение кредитов для строительства молочно-товарных ферм. Документы подали 26 хозяйств, лишь 4 получили деньги. Главный критерий — высокая эффективность молочного производства, без которого невозможны доходы, обеспечивающие погашение кредита. От коровы за год надо доить не меньше, чем в среднем по стране — 4800 килограммов (на планируемой к строительству ферме — 6000), и получать ежесуточные привесы КРС на уровне 600 граммов. Но и это не все. Важнейшим критерием стала выручка на одного работника  не менее 2 тысяч деноминированных рублей в месяц.

При таких подходах кредит «Бели» не светил бы никогда. Получается, полезли в воду, не зная броду.

По закону «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» предусматривается восстановление способности платить долги (санация) или ликвидация предприятия и продажа имущества, чтобы рассчитаться с кредиторами. Санация может проходить до пяти лет.

Специальная комиссия райисполкома  составила бизнес-план, который выведет  хозяйство за этот период на нормальную работу.  В 2016-м выручка ожидается 2,7 миллиона деноминированных рублей. Через пять лет — 4,4 миллиона — 368 тысяч ежемесячно. Специалисты полагают: именно эта сумма позволит увязать доходы с расходами. Главный источник — молоко. В этом году ожидается 2420 килограммов от коровы, к концу периода — 4500. 

Хочется пожелать районным властям и руководству хозяйства успешной реализации бизнес-плана. Но вопрос: почему он появился только сейчас, когда грянул гром и хозяйству грозит банкротство? Что мешало разработать его раньше, принять меры, направленные на повышение доходов? Скажу честно: приходилось не раз встречаться с чем-то подобным в неэффективных хозяйствах. Разрабатывались планы, но так и оставались на бумаге. Потому что форсировать производство и нарастить денежные потоки не очень-то просто.

Один из ученых-аграриев мне сказал: чтобы получать от коровы 3—3,5 тысячи килограммов молока, большого ума не надо. Не требуется особая технология, балансировка рационов. Просто давать минимум корма. Что же мешает хозяйству, как и всему Кричевскому району, подняться даже на такую незначительную высоту? 

Над этой загадкой долго бился в «Бели». Разгадал. Оказывается, дело вовсе не в том, что лежит в кормушках, а кто это поедает. Чудовищная картина: преобладает старый скот. Есть коровы, которым по 10—12 лет. Каких надоев ожидать от таких животных, среди которых немало яловых. В основное стадо много лет вводили  лишь по 10 процентов первотелок при нормативе 25—30. В итоге, чтобы не уменьшать поголовье, оставляли возрастных низкопродуктивных животных. А где молодые? Ведь коровы регулярно дают приплод. Куда он девался? Оказывается, политика предыдущего руководителя была, мягко говоря, никудышной: он продавал телок, в том числе покрытых, деньги за которых шли на текущие затраты, затыкал финансовые дыры. Образно говоря, животных проедали.

С мая прошлого года хозяйство возглавил Роман Быков. Сразу остановил бездумную распродажу. В 2016-м стадо обновится более чем на четверть. Взялся и за выращивание ремонтного молодняка, чтобы тот покрывался весом не менее 350 килограммов. Это даст хоть какую-то надежду на прогресс в отрасли.

А как раньше шло воспроизводство стада? Коров и телок порой покрывали первым попавшимся бычком со своей фермы. Какие могли быть при таком подходе племенные качества будущего поколения? Новый директор остановил и эту порочную практику. Теперь здесь используется только искусственное осеменение, в преимуществах которого никого убеждать не надо.

ПРИЗНАЮСЬ: Роман Быков произвел впечатление. Сразу видно, стремится внедрить технологии. Но хозяйство — банкрот, через некоторое время здесь появится антикризисный управляющий. Должности директора не будет. Какая судьба в этой ситуации ожидает главного менеджера?

Возможны варианты. Быков может стать заместителем по производству и продолжить начатую политику. Но захочет ли новый шеф видеть его на такой должности и позволит ли действовать в избранном русле? Сложности и в том, что новому человеку потребуется немало времени для изучения проблем хозяйства. Важно, чтобы он на первое место ставил рост производства, а затем уже возврат долгов. Если не увеличивать урожаи и надои, то и отдавать будет нечем.

Почему бы не сделать антикризисным управляющим нынешнего директора, который уже во всем разобрался и, по мнению районного руководства, выбрал наилучший путь движения вперед? Оказывается, надо учиться 4 месяца с отрывом от производства. Придется отвлечься от процесса руководства. Пойдет ли это на пользу хозяйству, находящемуся в критическом положении… 

Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Кричевского райисполкома Николай Степанов откровенен: Быков подошел бы! Директор может и учиться, и руководить. Благо мобильная связь под рукой, можно получать исчерпывающую информацию и давать указания. А в субботу, когда нет занятий, объезжать фермы и машинные дворы, общаться с людьми, решать проблемы. Стоит довести эти аргументы до областного руководства.

Все, в том числе и районное руководство, хотят сохранить хозяйство. Если за 5 лет не удастся? Ведь даже надои в 4500 килограммов не гарантируют. В этом случае закон предусматривает ликвидацию хозяйства. 

В «Бели» обсуждал эту тему с  дояркой Татьяной Харунжей. Она жаловалась на судьбу. В начале века работала в колхозе «Дяговичи» Он стал банкротом. В то время долго не церемонились:  скот и машины распродали за долги, хотя люди возмущались, требовали хозяйство оставить. «Неужели мне светят   «Дяговичи» № 2 и придется снова куда-то перебираться в поисках работы? — задумчива Татьяна Харунжая. —   Чтоб до этого не дошло, надо начальству больше думать головой. От простых работников ничего не зависит».

Очень даже зависит, возразил ей начальник молочно-товарного комплекса Николай Тарабаров. И характерно щелкнул пальцем по горлу. С его слов выходило, что дисциплина здесь хромает. Но как ее укрепить в ситуации, когда нельзя похвастаться избытком работников? В отстающих хозяйствах нередки случаи, когда человека за пьянку выгоняют с работы, а вскоре просят вернуться, потому что заменить некем. «Незаменимые»  наглеют. 

По этому поводу начальник райсельхозпрода Николай Степанов вспомнил случай из практики, когда был руководителем хозяйства. Там тоже нерадивые работники пробовали диктовать свои условия. Но директор решил: я буду ими управлять, а не они мной. И уволил парочку наглецов. Работу же организовал так, что без них стали обходиться. Другие увидели: шутки плохи. Так Николай Владимирович советует поступать всем.

 Директор Роман Быков после сообщения о том, что хозяйству грозит банкротство, провел собрания в каждом подразделении. И сказал людям простые слова: если не хотят повторить судьбу «Дяговичей», надо мобилизоваться всем. Не просто ходить на работу, а делать все с расчетом на результат.

Кстати, прекратили платить кредиты банкам все сельхозпредприятия Кричевского района. Как им не переступить грань, отделяющую от банкротства? Об этом — в следующем материале.

gedroiz@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter