Овчинка выделки стоит? Спрос на изделия из овечьей шерсти всегда высок.

Но почему тогда овцеводство не считается у нас выгодным делом?

Как же возродить отечественное овцеводство? Нагрузку по численности до 300 овец на одного рабочего может позволить себе любое хозяйство. Для сохранения овец необходимы государственный контроль за развитием отрасли, повышение цен на баранину, дотации на разведение овец. Государственная программа возрождения села будет неполной без возрождения овцеводства. Ведь у доброго крестьянина и по сей день в хлеву блеют овцы, а к столу подается шашлык.

“Шерсть и шкуры теперь приходится сжигать”

В деревне Мишковичи Шумилинского района семья Касьяновых продает овец. Покупатель пока не находится. Кому нужны бедные овечки с упрямым бараном? А ведь еще совсем недавно в Мишковичах можно было встретить стадо овец на многих подворьях. И у Зинаиды и Владимира Касьяновых их было много. Шерсть сдавали в заготовительную контору, местные мастера из нее валенки валяли. А теперь шерсть и шкуры нигде не принимают и хозяевам приходится сжигать это добро. Чтобы моль не разводить.
— У нас в округе почти все отказались держать овец, — сетует Зинаида Александровна.
Когда-то в Шумилинском районе целый колхоз специализировался на овцеводстве. Но колхоза того не стало, расформировали. Теперь единственным предприятием в Беларуси, где сохраняют генофонд романской породы овец, является РУП “Витебское племпредприятие”. Чтобы разобраться, почему же это прибыльное дело сегодня не пользуется популярностью, собственный корреспондент “НГ” отправилась на уникальную племенную ферму.
— Раньше все было иначе и не без основания считалось, что мы пополняем стратегические запасы страны, — говорит главный технолог племпредприятия Татьяна Квитинская. — Армию одевали в отличные шерстяные шинели, которые были незаменимы и в стужу, и слякоть. Теперь на смену натуральным тканям пришел синтепон...
На ферме постоянно содержится около 150 овцематок, баранов и молодых ягнят, их еще называют ремонтным молодняком. Молодняк охотно раскупают круглый год. Ежегодно отсюда разъезжается около 200 ягнят для обновления отары по всей республике. Большинство покупателей — частники, фермеры из Минской, Гомельской и Могилевской областей. Говорят, в столице баранина — в особом почете.
Работница фермы Татьяна Иванова в своих питомицах души не чает. Говорит, никогда не думала, что так полюбит этих добродушных животных.
— Раньше я в торговле работала, — рассказывает Татьяна. — Перешла трудиться на ферму — стала совсем другим человеком, чувствую себя намного спокойнее и здоровее. Все дома говорят: овцы на человека положительно влияют. Они очень отзывчивы.
Для поддержания генофонда каждые 3—4 года на ферму из России, где была выведена романовская порода, привозят новых баранов.
— Чтобы создать хотя бы маленькое стадо овец, надо закупить несколько племенных чистопородных ярочек (будущие овцематки), на 20—25 голов достаточно одного племенного барашка, — говорит главный технолог Татьяна Квитинская. — Через 2—3 года нужен новый баран другой линии для осеменения, чтобы не допустить родственного скрещивания. Линия у барана — это как у человека фамилия.
Племенной баран стоит недешево. Возможно, “бараний рог” и является основной проблемой в развитии овцеводства. Для частника такие расходы враз застопорят всю прибыль. Увеличение поголовья овец выявит и другую сторону медали: куда сбыть мясо? Пока отечественные мясокомбинаты с бараниной не работают. Таким образом, рынки сбыта шерсти и баранины не налажены, а экономический эффект утекает как вода сквозь пальцы. Неужели изобилие из бараньего рога нас не касается? Светлана ДЕДИНКИНА

Изобилие из бараньего рога

В свое время  хозяйства республики полностью избавились от овец, объявив отрасль убыточной. Теперь в белорусских селах едва насчитаешь их с полсотни тысяч, а в общественном секторе всего-то 5 тысяч голов. Еще теплится овцеводство в СПК “Конюхи” Брестской области, в Витебском госплемобъединении и на учебной ферме Витебской ветакадемии пытаются сохранить остатки романовской породы овец. Фермерские хозяйства есть в Логойском и Минском районах.
И все же выгодность разведения овец доказана веками. На территории  Беларуси издавна разводили этих домашних животных ради мяса и шерсти. Например, по историческим данным, в 1429 году в Луцке при подготовке к коронации великого князя литовского Витовта гостями было съедено наряду с быками, зубрами и кабанами 500 баранов. Еще в недалеком довоенном прошлом (1941 год) на территории республики было 2,5 млн овец. В послевоенный период овцеводство полностью восстановилось. Впервые в республику в 1944-м была завезена 431 овца романовской породы, в 1945 году — 659 баранов породы прекос и в 1955 году — 74 овцы латвийской темноголовой породы.
В то время овца спасала человека от голода и холода. Незаменимые по теплоте, гигиеническим свойствам крестьянские кожухи, валенки, шерстяные изделия многим сохранили здоровье, способствовали долголетию пожилых людей.
Однако в последующем от овец стали постепенно избавляться. Ускорила ликвидацию овец в общественном секторе авария на Чернобыльской АЭС.
Овцу объявили обузой. А ведь по численности она в мире занимает одно из первых мест среди домашних животных! Возьмем хотя бы Великобританию, где разводят 51 породу, а общая численность овец перевалила уже за 36 миллионов.
Овцы дают разнообразную продукцию: шерсть из овчины, молоко и мясо, смушки для легкой промышленности. А как быстро они размножаются! За год можно получить от романовских овец до двух ягнений. К 8—9-месячному возрасту ягнята достигают живой массы тела 40—45 кг. По среднесуточному приросту ягнята в полтора-два раза превосходят молодняк крупного рогатого скота, при том что корма требуется значительно меньше.
По калорийности баранина превосходит говядину, ценные диетические свойства бараньего мяса обеспечивают низкое содержание в нем холестерина. Его в 2,5—4,3 раза меньше, чем в говядине и свинине. К тому же биологическая ценность мяса овец обусловлена высокими качественными показателями по химическому, аминокислотному и жирнокислотному составу. Это экологически чистая продукция, так как овцы — пастбищные животные, а в зимнее время могут использовать грубый, сочный корм и зернофураж без различных химических добавок и антибиотиков. В свое время овцеводство давало республике 1090 тонн шерсти и 9 тысяч тонн мяса.
Сегодня мировой генофонд пополнился большим количеством специализированных мясных пород овец. Главное направление продуктивности овцеводства заложено в получении большого количества высококачественной мясной продукции и хорошей полутонкой шерсти. К тем, которые пригодны для разведения в условиях Беларуси, относятся тексель, суффольк, ромни-марш, гемпшир, финский ландрас.
Не утратила своего значения и романовская порода. Это лучшая в мире шубная овчина — по своим теплозащитным качествам, мягкости, легкости, нарядности шерстного покрова. О ней говорят: красива, как соболиный мех, мягка, как кроличий, крепка, как волчий. Сшитая из нее дубленка весит 2,5—3 кг и не теряет вида до десяти лет постоянной носки.
Антон ЯТУСЕВИЧ, ректор Витебской государственной академии ветеринарной медицины, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, профессор, доктор ветеринарных наук, заслуженный деятель науки Республики Беларусь,
Анатолий ЛАЗОВСКИЙ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Витебской государственной академии ветеринарной медицины

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter