Овчинка выделки стоит

Дрибинский край издавна славился шаповалами...

Дрибинский край издавна славился шаповалами. Местные катрушники в старину за тридевять земель валенки валять ходили. В советские времена обували в сделанные своими руками, по старинной технологии "шкорни" и белорусов, и россиян. И нынче валенки не только у старушек, рыбаков да охотников спросом пользуются. Их городские модницы покупают, родители - для маленьких детишек. Именно поэтому в Дрибинском райисполкоме всерьез задумались: почему бы не превратить самобытное ремесло в доходное производство? Шаповальство - визитная карточка района. Но до сих пор мастера трудятся по хатам, шерсть закупают где придется, вычесывают где могут... В общем, решили местные власти создать в районе ферму, выращивать овец специальной породы, шерсть которых годится для изготовления валенок, объединить вместе мастеров, наладить производство. И шаповалам удобно, и новые рабочие места появятся, и туристы сюда еще больше потянутся. Интересно ведь проследить историю возникновения валенка, что называется, от самого истока. Однако в реальности все оказалось не так радужно, как в мечтах...


Бедные овечки


- Построить ферму по разведению овец специальной породы, из шерсти которых можно валять валенки, мы задумали еще в прошлом году, - вспоминает отправную точку инициативы первый заместитель председателя Дрибинского райисполкома Сергей Запрудский. - Хотели закупить 700 - 800 овец. Из шерсти валенки делать, из овчины - кожухи, на мясе зарабатывать. Но выяснилось, что в Беларуси нужной нам породы нет. В России одна такая овечка на наши деньги стоит около 3,5 миллиона рублей. Когда составили бизнес-план, оказалось, что ферма обойдется более чем в миллиард. Деньги для района неподъемные. Мало того, заработать на овечьем бизнесе не то что сложно - почти невозможно. Мясо овец особым спросом у нас не пользуется. Единственный в стране крупный фермер, занимающийся разведением этих животных, реализовывает свою продукцию на минском рынке. А мы как будем? Один из мясокомбинатов согласился забирать у нас мясо. Но - с условием: если ежемесячно будем поставлять крупные партии - тонн по 20. Столько мы не вырастим. Да нам и не надо. Чтобы идея не завяла на корню, пробовали уговорить фермеров заняться разведением овец. Отказываются. Мол, невыгодное и хлопотное это дело.


В самом Дрибинском районе фермеры в основном занимаются растениеводством. Лишь один специализируется на выращивании скота - держит коров. Несколько человек, правда, для себя разводят овец. "Каждый хозяин - голов по 10. И от такой немногочисленной отары люди стонут. За овцами ухаживать сложно, болеют они часто, - объясняет заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Дрибинского райисполкома Ирина Топоркова. - Есть проблемы со сбытом овчины, мяса. Частники не лукавят. Лично ездила в Могилев, изучила в облсельхозпроде документы, как в области развивалось овцеводство в 80 - 90-е годы. И выяснила: оно всегда было убыточным. Даже на овчине заработать невозможно. Кожухи и дубленки особым спросом нынче не пользуются".


Выходит, идея, которую изначально одобрило руководство области, вряд ли воплотится в жизнь. Впрочем, дрибинские шаповалы об овцеферме и не мечтали. Им для полного счастья не хватает отнюдь не овечек.


Почему не чешемся?


Настоящих шаповалов, владеющих всеми тонкостями мастерства, на Дрибинщине человек 30. Чтобы не утратить секреты ремесла, передаваемые из поколения в поколение, несколько лет назад при местном историко-этнографическом музее создали шаповальский любительский клуб. В этом году он получил звание народного. Создали при музее и детский кружок, учат местную ребятню валять вручную валенки. Самому юному катрушнику Андрею Лугавцову всего 8 лет.


- Наши дети и валенки валяют, и технику фильцевания осваивают. Специальной иголочкой с зубчиками шерстинки переплетают, войлок расцвечивают. Параллельно и язык катрушницкий изучают - "лемезень". Его шаповалы когда-то придумали, чтоб посторонние не выведали технологию изготовления валяных изделий, - делится тонкостями ремесла директор музея Елена Ребковец. - Теперь и технологии валяния, и языку всех желающих обучают. А мастера у нас замечательные. Масанины из деревни Рясно всей семьей валенки валяют: муж, жена и сын. Владимир Осиповский из Покутья у нас в кружке детей шаповальному мастерству учит. И сотрудница наша Татьяна Черепович это ремесло освоила.


У Татьяны Михайловны отец знатным шаповалом был. Она и два ее брата с детства ему помогали. Со временем навыки стали забываться, вот Татьяна и решила закрепить пройденный материал. И супруга любовью к ремеслу "заразила". С месяц Юрий у тестя "стажировался". Теперь и сам валенки валяет, и детвору учит.


- Мастера и подмастерья у нас есть. Овчину у частников покупаем, так что без овцефермы обойдемся. Проблема в другом: нет в районе ни одного чесального станка. Чтобы вычесать шерсть, приходится ехать в Шкловский, Чаусский районы, - сетует Татьяна Черепович. - Или покупать уже вычесанный материал. А это дороже. Вычешешь сам килограмм шерсти - тысячи 3 заплатишь. Предприниматели же вычесанную шерсть привозят кто по 10 тысяч рублей за кило, кто по 40. А получается из этого килограмма одна пара валенок 36-го размера.


Мало того, по словам шаповалов, вычесанная неизвестно кем овчина зачастую некачественная. Мусора в ней полно. Выбрать его после такой обработки невозможно. Вот и получаются валенки с вкраплениями опилок, неровно окрашенные.


- Нам чесалка позарез нужна, - уверяет директор музея. - Качественные и красивые валенки сегодня нарасхват. Недавно из Минска художница приехала, крупную партию забрала. Сказала: для знаменитостей. Из Могилева к нам покупатели наведываются. И на "Дажынках" в Бобруйске сотню наших "шкорней" мгновенно расхватали. Молоденькие девчата признавались, что украсят валенки бисером и вышивкой, будут по городу щеголять. Дочь моя, которая в Могилеве учится, подтверждает: ее сверстницы всю зиму в нашей обувке красовались. Валенки и в других городах делают. На ярмарке в Минске столичный шаповал яркие детские продавал. Но я очень удивилась, когда он признался, что пару "шкорней" мастерит за полчаса. Потому что знаю: чтобы добротные валенки свалять, минимум сутки над ними корпеть надо. А один из лучших наших катрушников - 80-летний Владимир Моисеевич Зюликов вообще трое суток над ними сидит. Потому что делает их строго по старинной технологии. Валенки ручной работы прослужат лет 5. А заводские порой в первый год "рассыпаются". Потому что в овчине добавок много. И если бы у нас на промышленный поток изготовление валенок поставили, то же самое, наверное, случилось бы. К тому же обесценили бы ремесло шаповалов. Ведь оно тем и ценно, что труд ручной. И эту старинную технологию мы хотим сохранить.


Дрибинские "шкорни" действительно особенные. Недаром творчество здешних шаповалов недавно обрело статус объекта Государственного списка нематериальных историко-культурных ценностей Беларуси. Теперь здешние мастера претендуют на всемирную известность. Отправили документы в штаб ЮНЕСКО.


- Если наше ремесло включат во Всемирный список нематериальных историко-культурных ценностей, то на развитие шаповальства будут нам деньги выделять. Сможем открыть при музее катрушницкую мастерскую, магазин, - продавать на месте только что изготовленные валенки, - мечтает Елена Ребковец. - Может, тогда и чесалку приобретем. Хотя она мастерам нужна сегодня.


В райисполкоме об этом знают.


- Хотели купить агрегат в Шклове, но он слишком старый, ненадежный, - признается Сергей Запрудский. - А новый в России стоит около 7 тысяч долларов. Дорого, конечно, но найти деньги надо.


Дрибинские валенки согрели уже не одно поколение белорусов и россиян. И местные шаповалы готовы щедро дарить тепло людям.


Фото предоставлено Дрибинским историко-этнографическим музеем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter