Овчинка стоит выделки

Казалось бы, мода на валенки, пусть себе подшиты да нестареньки, безвозвратно ушла.
Казалось бы, мода на валенки, пусть себе подшиты да нестареньки, безвозвратно ушла. Но оказывается, что за этой теплой обувкой из овчины сюда, на Дрибинщину, и по сей день, как 100 лет назад, приезжают не только из разных уголков Беларуси, но и из приграничных районов России. Времена, когда почти в каждой дрибинской хате жили "катрушники" (шаповалы), канули в Лету, но тяжелый труд ныне живущих мастеров тут очень ценится. Еще бы! В таких теплых "сапожках" старикам по хозяйству управляться веселее, а детишкам на снегу резвиться: калоши только поверх натяни - и ни стужа, ни слякоть не страшны!

Дрибинская земля шаповалами славилась издавна. В старину они за тридевять земель валенки валять ходили. В советские времена обували в теплые "шкорни" собственного, ручного производства не только своих земляков, но и жителей Славгородского, Чериковского, Краснопольского районов, Смоленщины. На Дрибинщине шутят: "Знаете, почему у нас фамилии через одну одинаковые? Так шаповалы по домам ходили, деток народили, поэтому все кругом друг другу родня!"

По официальным данным, шаповальство (дословный перевод - валять шапку) зародилось на Дрибинщине в XIX веке. Версий его возникновения существует несколько.

- Согласно первой легенде тогдашний владелец имения Дрибин Оттон Цехоновецкий послал своих крестьян в Нижегородскую область, чтобы там они обучились шаповальскому ремеслу, - рассказывает сотрудница Дрибинского районного музея Жанна Климова. - Набравшись опыта, отбывавшие барщину крестьяне вернулись в родные края, где и распространили шаповальство, обучая этому нелегкому труду своих детей.

По второй версии владелец имения с целью увеличения населения (место это было довольно необжитое, пустынное - сам "фальварок" да несколько душ крестьян в деревне) пригласил селиться сюда всех желающих. Среди пришедших были и те, кто умел обращаться с овчиной, валять из нее шапки, валенки да варежки.

В старину шаповалы занимались отхожим и кустарным промыслом. Трижды в год те, кто помоложе, уходили работать по деревням. Помните поговорку: "Язык до Киева доведет"? Так вот, в музее говорят, что валенки довели одного дрибинского шаповала аж до Америки, откуда он посылал своей семье по 300 рублей в год - огромные по тем временам деньжищи!

К слову, секреты своего мастерства местные шаповалы всегда держали в тайне, передавая их из поколения в поколение, от отца к сыну. Даже свой, "катрушницкий", язык придумали, чтоб, не дай бог, не выведал посторонний технологию изготовления валяных изделий. На этом самом "катрушницком" языке ("катрушник" в переводе - вальщик) настоящие мастера разговаривают и по сей день. Валенки по-шаповальски - "шкорни", шапка - "катруха", кружка - "чахирка", иголка - "бодуха", деньги - "ховбы"... Благодаря этому языку шаповалы могли спокойно общаться между собой, не боясь быть рассекреченными. Сказывают, был случай, пришли в деревню, а хозяйка, заказавшая у них валенки, оказалась очень скупая, даже на стол не накрыла. Тогда один "катрушник" и говорит другому: "Жбаха - шкредьма, надо шкорни схалить!" Догадываетесь, что сие означает? Баба - жадина, надо валенки испортить!

Не знаю, смог ли мастер испортить валенки собственного изготовления, но одно знаю точно: валенки валять очень трудно. Работают местные шаповалы по старинке: в одиночку, вручную. На одну пару часов 6 - 8 уходит. Но дело того стоит - в такой теплой обуви в самую лютую стужу не холодно ни 80-летнему старику, ни малому ребенку.

Николай Сергеевич Ерофеев из деревни Гонтовля за неделю делает 10 пар валенок. Обучился он этому ремеслу совсем мальчишкой - 7 лет ему было, когда начал помогать своему старшему (12 лет разницы) брату выбивать овчину. Родился Николай Сергеевич в 1942 году, спустя несколько месяцев после того, как отец его ушел на войну, с которой так и не вернулся. Детей у матери на руках было шестеро, вот и приходилось с малых лет зарабатывать на кусок хлеба. В 16 лет Николай уже был заправским шаповалом и обходился без помощи брата. Сегодня в свои 62 года он уже и не вспомнит, скольких людей обул в теплые "сапожки". Говорит, когда был водителем в Дрибинском роно, всем тамошним работникам валенки смастерил. Да и своих детей, внучат да родных не обидел. Брату Володе, который живет в Волгоградской области, ребятишкам его не раз подарки собственного изготовления передавал. В 40-градусный мороз такая теплая обувь им там как нельзя кстати.

Пока работал (Николай Сергеевич уже на пенсии), приходилось очень нелегко. Зимой (работа у шаповалов сезонная) и в 4, а то и в 3 утра вставал, чтобы и по хозяйству управиться, и на валенки время выкроить. Чтобы хорошие валенки свалять - особое умение требуется. Труд ведь тяжелый, грязный. Перво-наперво печку надо хорошенько вытопить, дровишки годятся лишь дубовые да березовые. Потом овчину в мокрую скатерть уложить и бить больше часа руками, пока шерсть не сваляется. Затем отбитую шерсть катают всухую, а после два часа - в кипятке (!), пока не сядет. И только после этого ее разбивают до нужного размера на колодке.

За свою жизнь каких только валенок не делал гонтовльский "катрушник": и большущие мужские, и элегантные дамские, и крохотные - на двухлетнего малыша - детские. Лет 20 назад специально овец держал, да только пришлось от них отказаться - больно много ухода эти животные требуют. Было дело, за овчиной в Вязьму мотался, в районе в ту пору столько шаповалов было, что на всех ее просто не хватало.

Валенки продавал Ерофеев не только в округе, но и в Орше, Кричеве. За чудо-"сапожками" к нему даже из Москвы приезжали. Сегодня силы уже не те, чтоб по городам мотаться, работает мастер в основном на заказ, да время от времени продает свою продукцию в Горках. К слову, пик заказов приходится на Рождество и Новый год. Молодые родители заказывают под елку малюсенькие детские валеночки, взрослые дети - валенки для своих стареньких мам и пап. И для работников ферм это самая незаменимая обувка. В резиновых сапогах зимой особенно не находишься, а поверх валенок калоши натянул - и вперед!

Хорошо сделанных валенок взрослому человеку на три зимы хватает, непоседе-малышу, целыми днями бегающему по двору, - на 1 - 2 сезона. На одни взрослые "сапожки" уходит граммов 400 овечьей шерсти (мастера покупают ее по 14 тысяч за кило) и стоят они тысяч 20. Если шерсть приносит заказчик - валенки обойдутся раза в два дешевле.

Валенки у Ерофеева получаются - загляденье! Серые и белые, коричневые и черные. Для того чтобы они были "черными, как жуки", их еще в чугунке кипятить-красить надо.

Время от времени Николаю Сергеевичу приносят и заводские "катанки".

- Шерсть в них замочена на купоросе, оттого она быстрее сбивается, валенки ссаживаются, вот и просят люди, чтоб разбил, - рассказывает шаповал. - Приходится вываривать их в кипятке, разбивать, придавать форму и высушивать.

Своему ремеслу Николай Сергеевич обучил сына, который живет в деревне Темный Лес. Только 30-летний Сергей валенки валять не хочет - работа эта уж больно непростая. Зато 5-летний внучок Павлуша может часами зачарованно наблюдать, как дед разбивает овчину. И частенько просит: "Дедуля, давай помогу!" И, получив добро, старательно хлопает со всей мочи своими маленькими ладошками по овечьей шерсти.

Ерофеев признается, что уже подумывал о том, чтобы "завязать" с шаповальством. Только каждый год, стоит выпасть первым снежинкам, он мчится на рынок за овчиной и потом день-деньской стучит на кухне. Говорит, что без этого занятия он, как гармонист без гармони, уже просто не может жить.

К слову, в Дрибинском районном музее при содействии директора районного центра социального обслуживания населения Марии Ринг разработали программу развития шаповальства. Согласно задумке, при музее планируется организовать кружок, в котором 9 - 13-летние дети могли бы изучать старинное ремесло в теории (работники музея собрали массу полезной информации, начиная от "катрушницких" словечек до самой настоящей "брынды" - это станок, с помощью которого выбивается овчина). Практике малышню мог бы обучать кто-то из старейших мастеров. А затем дети продавали бы свои малютки-валенки в качестве сувениров в специально созданном магазинчике. Правда, чтобы воплотить в жизнь эту идею, нужны средства, которых у музея нет. Но будем надеяться, что этим мечтам все же суждено сбыться. Согласитесь, нельзя дать пропасть такому замечательному ремеслу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter