На экспорте кож зарабатывала организованная преступная группа

Овчинка стоит выделки

Все кожи, которые мы получаем у себя в стране, должны быть у нас же и переработаны. Из этой кожи мы должны сделать готовый товар: обувь, одежду, мебель. Три года назад во время посещения ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» в Гатово Президент дал массу поручений.

Состоявшаяся вчера коллегия Комитета государственного контроля подвела итог трехлетней работы. К сожалению, радостным назвать его никак нельзя: вывоз из страны необработанных шкур крупного рогатого скота не только не сокращен, но и вырос — более чем в пять раз только за два последних года!


Уместно напомнить, что кожевенный завод в Гатово был спроектирован и построен итальянской компанией, введен в строй в 1988 году и был на тот момент самым современным предприятием в СССР. Произведенная здесь кожа была высочайшего качества, ее закупали ведущие производители обуви. Ясно, что за минувшие десятилетия оборудование поизносилось. Но в течение 2013 — 2016 годов кожевенная отрасль при финансовой поддержке государства подверглась серьезной модернизации, которая стоила более 13 млн евро. Сейчас и завод в Гатово, и Бобруйский кожевенный комбинат способны перерабатывать все имеющееся в стране сырье, производя кожи высочайшего качества в достаточном для обувщиков количестве.

В реальности картина такова. Обувные предприятия страны используют не более 25 процентов белорусского сырья. В производстве, к примеру, «Белвеста» в I квартале 2017–го доля белорусской выделки составляла... около 2 процентов. При этом в страну ежегодно импортируется кожа на сумму свыше 30 млн долларов! Куда же девается собственная?

Она уходит за границу в виде кожевенного полуфабриката (так называемый «вет–блю») или «краста» (кожа без финишной отделки). При этом зачастую на его экспорте зарабатывают посредники. Схему раскрыл заместитель начальника управления Департамента финансовых расследований КГК Владимир Шпачук:

— Установлено, что группа граждан Республики Беларусь, используя реквизиты подконтрольных фиктивных компаний, зарегистрированных в Великобритании и Гонконге, приобретала кожевенную продукцию (полуфабрикат «вет–блю», «краст») на белорусских предприятиях, которую впоследствии реализовывала в страны Евросоюза.


В отношении лиц, занимавшихся незаконным прибыльным бизнесом, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 233 Уголовного кодекса (незаконная предпринимательская деятельность в составе организованной преступной группы). Доход от деятельности этих фигурантов в 2014 — 2017 годах превышает 5,5 млн рублей (с учетом деноминации), что позволило каждому из них иметь по 2 — 3 автомобиля стоимостью порядка 100 тыс. евро и другое дорогостоящее имущество, пояснил представитель ДФР.

Трое участников преступной группы заключены под стражу, им предъявлено обвинение. Общая сумма полученного навара превышает объем оказанной отрасли господдержки за последние 5 лет. Фактически эта поддержка и ушла в карманы дельцам. Предприятия–производители тем временем работают с минимальной рентабельностью, едва позволяющей поддерживать производство.

Что касается действий концерна «Беллегпром», то Председатель КГК назвал их непоследовательными и бессистемными: «Складывается впечатление, что кожевенные заводы отправлены в свободное плавание, что ситуация не контролируется. То же касается облисполкомов, Белкоопсоюза и Минсельхозпрода, в ведении которых находятся мясокомбинаты». Нет сомнения, что действия всех должностных лиц получат должную оценку. Происходящее в кожевенной отрасли вписывается в общую стратегию, суть которой проста: валютная выручка должна идти в страну, а не утекать из нее.

ponomarev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter