Как уйти от доллара?

Отвязка уже близко

Еще несколько лет назад очереди у обменников в зарплатные дни были обычным делом. Причины просты — люди хотели защитить деньги от инфляции и девальвации. Не отставали и предприниматели: делали накрутки в сотни процентов, лишь бы не потерять прибыль. И если в масштабе отдельно взятой семьи такой подход работал, то для экономики в целом имел печальные последствия. Сейчас ситуация иная: цены растут в умеренном темпе, валютный курс вполне устойчивый. Однако говорить о том, что доллар ушел из нашей повседневной жизни, пока рано.


Еще год назад в графе “работа” 36-летний минчанин Алексей гордо писал “индивидуальный предприниматель”:

— О собственном деле я мечтал с подросткового возраста. Но только четыре года назад решился открыть небольшую точку в одном из минских ТЦ — торговал аксессуарами для гаджетов.

Но позапрошлый год выдался сложным. Покупателей становилось все меньше, зато аренда стремительно росла: за год — почти в два раза. Ставка была привязана к евро:

— Видимо, владельцы ТЦ не хотели терять прибыль. А это в итоге отбилось на моем бизнесе. В прошлом году решил закрыться.

Алексей говорит, что сейчас хочет снова открыть свое дело — в сфере услуг: “И никаких валютных привязок”.

Однако таким принципом руководствуются не все. К примеру, строители, переводчики, репетиторы, швеи, ремесленники по-прежнему нередко выставляют цены на свои услуги в долларах. Долларизация ушла из кошельков, но по-прежнему остается в головах.

Стоит признать: ничего удивительного в этом нет. Процесс начался еще в 1990-е годы: развал Советского Союза, ненадежная национальная валюта, огромная инфляция. На помощь пришли иностранные дензнаки — устойчивая альтернатива отечественным. Вот только немаловажный нюанс: их нужно заработать, а значит, отправить за рубеж наши товары и услуги. И одно дело, когда на полученные купюры закупается новое оборудование, технологии, которые помогли бы развивать реальный сектор. И совсем другое, когда деньги, доставшиеся нелегким путем, используются как бумажки для внутренних расчетов. Не слишком ли дорогое удовольствие?

Впрочем, бегство в доллар в те годы было в своем роде трендом — в начале 2000-х некоторые страны и вовсе отказались от нацвалют в пользу зеленого. На такой шаг, к примеру, пошел Эквадор: в марте 2000-го сукре канул в Лету. Правда, всех проблем это не решило.

Сегодня идет обратная тенденция — страны ищут альтернативу доллару, в том числе и как мировой валюте, для международных расчетов. Мы не исключение.  К примеру, сейчас идет согласование процесса перехода на российский рубль при расчетах за нефть и газ. Тем временем Штаты зарабатывают копейку практически на всех долларовых платежах. Чтобы доллар проделал путь от Федерального резерва, который их печатает (в том числе виртуально) до той же Беларуси, он должен преодолеть цепочку банковских переводов. Эти операции стоят денег — пусть и мизерного, но процента. Более 90% своих доходов, полученных в виде подобных отчислений, ФРС направляет Минфину США — ежегодно это около 25 млрд долларов. Впрочем, это уже высшие материи. Есть над чем работать и внутри страны.

Взять хотя бы сбережения. Доля валютных вкладов у нас в мае составила 69,3%. Для сравнения в России — менее 25%. Старший научный сотрудник Центра экономических исследований БЕРОК Анастасия Лузгина объясняет:

— Высокая доля кредитов и депозитов в иностранной валюте — последствия того, что население и предприятия недостаточно верят в стабильность национальной. Сейчас Нацбанк проводит последовательную политику дедолларизации. Во-первых, применяются административные меры — речь идет, к примеру, о запретах на расчеты в иностранной валюте внутри страны. Во-вторых, создаются условия, при которых работать с белорусским рублем становится удобнее. Речь идет о стабильной ситуации на финансовом рынке с комфортным уровнем инфляции и незначительными колебаниями курса.

Начнем с простого — отвязка цен. Ее активно начали проводить в 2015 году. Тогда обязали всех указывать цены только в рублях, ими же вносить плату за туристические путевки и страховки. Процесс продолжается. Недавно, к примеру, доллары, евро и российские рубли ушли из страхования жизни, в том числе дополнительной пенсии, авиаперелетов и медицинских услуг. Полностью исключить использование валюты в расчетах внутри страны, а также при формировании цен и иных платежей планируется к концу 2018 года.

Что касается финансовой стабильности, здесь тоже есть чему радоваться. Колебания курса незначительны, инфляцию удалось снизить до однозначных величин: в мае в годовом выражении она составляла 6,1%. Эффект налицо: за год доля валютных вкладов снизилась примерно на 6%, а население и предприятия уже долгое время больше продают иностранных банкнот, чем покупают.


— Здесь есть и взаимообратная связь, — объясняет экономист Игорь Березняцкий. — Из цен уходит плата за риск, закладываемая на фоне девальвационных и инфляционных ожиданий, нет очередей в обменниках, а значит, лишнего давления на курс.

Индивидуальный предприниматель Никита Вельмаскин подтверждает эту мысль:

— Я несколько дней назад был в Евросоюзе и наблюдал те же цены, что в Минске. О чем это говорит? В первую очередь о том, что наш рубль обрел свою реальную стоимость. Чтобы уйти от доллара, нужно убрать мышление в долларах.

Эта задача — дело не одного дня. Однако Нацбанк настроен серьезно, отмечает Анастасия Лузгина:

— Один из факторов, который показывает нацеленность Нацбанка на поддержание финансовой стабильности, —  заявления о переходе к инфляционному таргетированию. Это наиболее сложный способ, но он означает, что в стране будет установлен низкий и стабильный темп роста цен.

От такого расклада выиграют все — и государство, и население, и бизнес. Директор ООО “Оскар-Арт” Вадим Гудвилович говорит, что сейчас цены на все услуги их фирмы, даже с импортной составляющей, формируются исключительно в белорусских рублях. Еще три-четыре года назад их приходилось привязывать к доллару:

— Не хотелось бы возвращаться к той модели расчетов, когда из-за высокой инфляции приходилось формировать цены в привязке к иностранной валюте. Долларизация тогда была не причиной, а следствием. В сегодняшней ситуации стало удобнее планировать доходы и инвестиции в белорусских рублях. На первом месте — вопрос доверия к национальной валюте.
Расчеты в валюте, в том числе за куплю-продажу квартиры, земельного участка, машины — вне закона. Если при продаже дачи вы по старинке приняли оплату в долларах, имейте в виду: за это грозит административный штраф в размере от 50 до 100 базовых величин (от 1150 до 2300 рублей), в дополнение рискуете еще и потерять деньги, полученные от покупателя, — их могут конфисковать.
МНЕНИЕ

Сергей Овсейко, кандидат экономических и юридических наук:

— Курс той или иной валюты формируется прежде всего степенью доверия к ней. И если доллару доверяют, а рублю нет — он вытесняет национальную валюту. Поэтому первоочередная задача — обеспечить устойчивость белорусского рубля. К слову, интересный факт: в последнее время население само поддерживает курс, продавая валюты больше, чем покупая. Что же касается иных мер, в последние годы сделано немало. В законодательстве многие элементы, такие, как уставные фонды банков и прочее, перестали номинироваться в иностранной валюте. Это тоже движение в верном направлении.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter