Отвлеченные цифры и конкретные проблемы

Как стало известно корреспонденту СБ, на днях в России вступает в силу новый порядок декларирования товаров, происходящих из России и вывозимых в Беларусь и наоборот.
Как стало известно корреспонденту СБ, на днях в России вступает в силу новый порядок декларирования товаров, происходящих из России и вывозимых в Беларусь и наоборот. В переводе на русский это означает введение в Союзном государстве статистического таможенного оформления белорусского экспорта и импорта. По словам Сергея Гармонникова, руководителя представительства таможенной службы России при таможенной службе Беларуси, все сказанное не более чем внедрение белорусского опыта статдекларирования, существующего с 1 февраля 2000 года. Цель его - более полный учет внешней торговли и контроль за валютными операциями.

Подоплека этого события известна. В 1999 году россияне в очередной раз заговорили о черной дыре на совместной границе. Якобы через Беларусь беспошлинно поставлялись кубинский сахар, американские куриные окорочка. Таможенные службы России потихоньку стали выявлять и обкладывать пошлинами транзит через Беларусь. Успешно начатое дело завершилось восстановлением таможенного контроля за движением товаров из третьих стран с 1 апреля 2000 г. российской стороной и с 1 октября - белорусской. Но обмен любезностями участников Таможенного союза, как видим, на том не закончился. Следом за Беларусью Россия вводит статистический контроль за товарными потоками из России в Беларусь и обратно. И пока государственные чиновники будут считать и, оперируя отвлеченными цифрами, доказывать, кто кому и сколько должен, совместный бизнес может серьезно пострадать. Так, по крайней мере, полагают директора предприятий-экспортеров.

Например, крупнейшая в стране швейная фабрика ОАО Славянка только 31,8 процента продукции оставляет на внутреннем рынке, десятую часть - самостоятельно экспортирует, остальное - шьет по заказу европейских и российских фирм. По словам директора фабрики Тимура Бочоришвили, уже после введения таможенного оформления товаров из третьих стран возникла масса проблем. Примерно пятая часть давальцев предприятия - российские фирмы, которые поставляют для исполнения заказа корейские, тайваньские ткани. Теперь на это необходима лицензия. При получении готовых изделий российский партнер должен идти на свою таможню, чтобы получить отметку о поставке груза, и затем документы отправить в Беларусь. Но для российских таможенников эта процедура необязательна, и от назойливых бизнесменов норовят отмахнуться.

С 10 февраля ситуация обещает быть еще колоритнее. Все, что пересекает белорусско-российскую границу, будет проходить таможенное оформление. Пока статистическое, но лиха беда начало. Тимур Бочоришвили прогнозирует отсев мелких покупателей, у коих нет времени и желания связываться с таможней. Куда проще разместить заказ на родине. Таких клиентов на этом предприятии около 20. А на других, что поближе к границе, мелких торговых посредников - сотни. Даже договоры, которые останутся в силе, оперативность исполнения безвозвратно потеряют. Но это еще не все.

Славянке повезло, что в прошлом году здесь побывал Президент и поручил ответственным службам упростить оформление экспорта. Поручение, по словам Тимура Бочоришвили, не выполнено. Упрощенная процедура лицензирования экспорта, подготовленная Таможенным комитетом, застряла где-то на уровне Минфина. Тем не менее начальник Могилевской таможни прикомандировал на Славянку двух специалистов для таможенного оформления деклараций. А что было до того? Работникам Славянки приходилось в 6 утра занимать очередь на таможне, оформлять горы бумаг, а потом перепечатывать их заново, если сделку не удалось завершить, а назавтра изменился курс доллара. Да, но на все ли предприятия можно прикомандировать таможенников? Как сказал Тимур Бочоришвили, внешняя торговля сегодня на 50 процентов зависит от новых контрактов, остальное - тучи бумаг и бег с ними по кругу Минск - Могилев - Бобруйск.

Между тем внешняя торговля - главное средство выживания отечественных предприятий. Славянка в прошлом году из-за того, что на 40 процентов сократились продажи внутри страны, почти наполовину увеличила экспорт, но в основном швейных услуг, а не изделий. Предпосылки к сокращению заказов со стороны российских партнеров есть и без введения громоздкого таможенного оформления. Российская легкая промышленность сегодня переживает быстрый подъем. В Украине принята программа развития швейной промышленности, финансируемая Евросоюзом. В этой ситуации всякие дополнительные ограничения, чем бы они ни мотивировались, действуют на белорусские предприятия, как палки в колесах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter