Современная экономическая ситуация непростая, но ее совершенно некорректно сравнивать с коллапсом 90-х

Ответы на вызовы есть

Сегодня в Беларуси сформировались нормативно-правовая база, а также опыт регуляторики, позволяющие оперативно реагировать на разноплановые экономические угрозы

Аналитические центры (хотя кто сказал, что они аналитические?) с белорусскими корнями, западным финансированием, но уже зарубежной пропиской хором пугают людей 90-ми. Мол, вернется раздрай прошлого века со всеми его «прелестями»: пустыми полками, повальной безработицей, задержками (а то и невыплатами) зарплат, тотальным обнищанием населения… В экспертизе прозападных «фабрик мысли» (правда, сама-то мысль не всегда присутствовала) приходилось и раньше сомневаться. Сегодня они превратились в откровенную пропаганду. Несомненно, санкции ломают привычный образ жизни, выводят из зоны комфорта. Но фундаментальные условия в 90-х и сегодня разнятся кардинально. Хотя бы по той причине, что развал СССР произошел совершенно неожиданно. Как и разрыв промышленно-кооперационных связей. Причем эти процессы сопровождались глубоким социальным сломом. Сегодняшние рескрипции, по большому счету, не стали громом среди ясного неба. Тучи ходили давно. Поэтому к грозе по разным направлениям и Беларусь, и Россия подготовились. И уровень национальной безопасности (в том числе экономической) находится на совершенно другом уровне. Тридцать лет назад такого и слова-то не знали. Поэтому при всей сложности международной ситуации развал прошлого века не повторится. Подробный анализ соразмерен научному труду. Но некоторые ключевые штрихи приведем.

Коллаж Любови ЦАРЮК

Без внешней политики

В начале 90-х Польша перестала быть «заграницей», но с государственной точки зрения у Беларуси не было выхода во внешний свет никакого. Ни «окна», ни даже «форточки». Собственно говоря, и Министерство иностранных дел у республики в момент провозглашения независимости было чисто номинальным. Говорят, что в сейфе МИД хранился один документ: устав ведомства. И все! В советское время внешняя политика являлась безоговорочной прерогативой Москвы. МИД в БССР существовал для одной функции — представительство в ООН. На этом его полномочия заканчивались. 

Если говорить про экспортные связи, то белорусские тракторы, карьерные самосвалы, грузовики и некоторые другие товары поставлялись в десятки стран. И социалистического, и капиталистического мира. И по качеству техника была приемлемой даже для американских и канадских фермеров. Но к этим поставкам непосредственно наши предприятия имели в советские времена опосредованное значение. Все белорусские флагманы являлись предприятиями союзного подчинения. Поэтому внешние связи и контракты централизованно проходили через союзные ведомства и внешнеторговые учреждения. А они все базировались в Москве. 

Словом, в начале 90-х страна была в полной международной изоляции. Не де-юре, но де-факто. В том числе и по этой причине наша промышленность оказалась без рынков сбыта. Зачастую продукцию приходилось реализовывать через разные посреднические структуры. Процветали и коррупционные схемы. Но даже объективно, исходя из принципов чистой коммерции, все сливки от экспорта снимали посреднические структуры. Производителям, собственно говоря, если и доставались какие-то дивиденды, то мизерные. 

Сегодня ситуация кардинально иная. У страны есть развитая сеть дипломатических представительств. Заключены сотни межправительственных соглашений о сотрудничестве. За последние 20 лет наработан позитивный внешнеэкономический опыт сотрудничества с десятками стран. В том числе и с западными, хотя по этому направлению и наблюдается охлаждение (если не сказать — заморозка), тем не менее удачные и позитивные кейсы экономического сотрудничества остались. Международная политика рано или поздно изменится, а коммерческие истории остаются и снова начнут работать на нашу экономику. Кстати, этот потенциал очень ценят российские промышленные компании. Особенно несырьевого сектора. И отмечают: через «дочку» в белорусской юрисдикции проще выходить на внешние просторы, включая и дальнюю дугу. 

Да, санкции ломают и устоявшиеся экономические связи, видоизменяют мировые рынки. Это неприятно. Но у нашей экономики вообще и у отдельных предприятий в частности остается поле для маневра. В той или иной форме белорусская промышленность представлена практически на всех континентах. Мы и в прошлые годы занимались диверсификацией, в целом достаточно успешно. И сегодня данное направление попросту усилим и углубим. Это потребует определенных усилий, креатива, но база есть. Поэтому и такого провала в сбыте отечественной продукции не будет. 

Денег не было совсем 

В 90-х в Беларуси не было денег. Совсем. В первые годы в обороте ходили советские рубли, эмиссионный центр которых находился в Москве. Наличности катастрофически не хватало. Тогда даже на товарах писали две цены: за безналичные деньги товар продавали намного дороже, чем за «кэш»! Такие были истории. 

По сути, банковскую систему приходилось создавать с нуля. И этот переходный период в становлении финансов тоже сильно бил по экономике. Сейчас мы беспокоимся об отключении некоторых наших банков от SWIFT. А тогда в стране вообще не было ни одной финансовой организации, через которую было бы возможно общаться с внешним миром. Все экспортно-импортные операции приходилось проводить через московские банки. Для этого открывали представительства в России… 

Словом, процветали самые разнообразные непрозрачные схемы. 

Теперь ситуация совершенно иная. В стране есть собственная национальная валюта. Национальный банк прошел непростой путь становления, но сегодняшняя денежно-кредитная политика позволяет демпфировать все внешние шоки. Даже в самых непростых условиях, в которые наша экономика попадала в последние годы, Правительству, Нацбанку и Министерству финансов удавалось сохранить стабильность и финансовой системы, и национальной валюты. 

Банковская система находится на принципиально другом уровне. Есть и компетенции, и наработанные связи с коллегами из других регионов. Поэтому наша финансовая система способна сегодня сгенерировать пути решения любых сложностей, которые возникают и по объективным причинам, и из-за санкционного давления. 

Экономика в законе

Уникальная особенность 90-х — отсутствие законов. Старые, советские, уже потеряли актуальность. Новые еще не успели сформироваться. Это в общем и целом не способствовало развитию. По крайней мере, экономика в первой половине 90-х надежно стагнировала. 

Сегодня в Беларуси сформировались нормативно-правовая база, а также опыт регуляторики, позволяющие оперативно отвечать на разноплановые экономические вызовы. В том числе «перебрасывать» усилия на сложные участки. Причем с использованием как административных рычагов (без них не бывает государства), так и через различные рыночные механизмы стимулирования. Например, того же импортозамещения. 

Конечно, достигнуть в мире совершенства сложно, а в нормативно-правовой базе — невозможно. Законодательство — перманентно изменяющаяся система, которая трансформируется вслед за изменениями различных факторов в разных сферах жизни. Законы шлифуются до бесконечности. Тем не менее нормативно-правовой скелет нашей экономики сформирован. 

Поэтому 90-х не получится ни в каком виде. Несомненно, сложности в экономике будут. Впрочем, как и у всех остальных государств: за последний месяц на глазах разрушаются многолетние устои миросуществования. Другой вопрос, что сегодня в стране, в отличие от конца прошлого века, есть активная и пассивная системы защиты от внешних шоков. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter