Ответы на вопросы потребителей

На вопросы читателей отвечает заместитель председателя ОО «Белорусское общество защиты прав потребителя» Тамара Бельская В магазине, где продается конфискованный товар, висит табличка, что обмену и возврату данный товар не подлежит. Разве это правильно?

На вопросы читателей отвечает заместитель председателя ОО «Белорусское общество защиты прав потребителя» Тамара Бельская

В магазине, где продается конфискованный товар, висит табличка, что обмену и возврату данный товар не подлежит. Разве это правильно?

Наталья Павловна, г. Минск

– Это товар, изъятый соответствующими службами на территории Республики Беларусь за нарушение порядка его ввоза. После изъятия он поступает на реализацию. Но не в любой магазин. Если магазин имеет право на реализацию конфискованного товара и этот товар доброкачественный, то обмену и возврату он не подлежит. По замене некачественного товара на аналогичный может быть вопрос, потому что изъята (конфискована) могла быть всего одна единица товара. По ремонту ваши требования магазин конфиската тоже не сможет удовлетворить, потому что не заключает ни с кем договоров на гарантийное обслуживание. Однако вернуть обратно в магазин некачественный товар и потребовать возврата денег вы имеете право. Но имейте в виду, что в магазине конфиската могут продаваться некомплектные товары. И если вы купили такой товар, то в случае если он у вас не работает, вернуть обратно в магазин вы его уже не сможете по причине некомплектности. При покупке продавец может вас об этом не поставить в известность. Поэтому очень тщательно проверяйте работоспособность товара в магазине.

Слышала, что изменились гарантийные сроки на обувь. Не могли бы вы об этом рассказать подробнее? И еще вопрос: что делать, если в сапогах через несколько дней носки отвалилось несколько декоративных элементов (стразов)? Вид у сапог, конечно, уже не тот, можно ли в связи с этим предъявлять продавцу претензии?

Анастасия, г. Новополоцк

– Да, некоторые изменения в гарантийных сроках действительно произошли. Если раньше гарантийный срок на обувь не мог быть установлен меньше месяца, то сейчас, по новой редакции Закона «О защите прав потребителей», этот срок исчисляется в днях. В нашей республике много различных технических условий и стандартов на выпуск обуви. Поэтому в зависимости от применяемого материала, типа подошвы, стандартом устанавливаются и соответствующие гарантийные сроки. Но независимо от того, установлен на данный вид обуви гарантийный срок или нет, сколько месяцев или дней он составляет, право на предъявление претензий по ее качеству законом определено в пределах двух лет. Если же гарантийный срок не установлен, либо вы заявляете свою претензию после того, как он истек, доказать, что в обуви выявлен производственный брак, должны вы сами. Только это является основанием для того, чтобы продавец удовлетворил ваши требования.
Что касается декоративных элементов (стразов), которые отвалились с сапог, то если они там были предусмотрены, значит, отваливаться после того, как вы начали эту обувь носить, они не должны. Поэтому не стесняйтесь предъявить претензии продавцу.

В течение гарантийного срока сдавала в ремонт холодильник. Должны ли мне в сервисном центре (мастерской) поставить в документации на него отметку о том, что холодильник был в ремонте?

Ольга, г. Минск

– Да, в мастерской должны проставить отметку о том, с какого и по какое число ваш холодильник находился в ремонте. Потому что на время, в течение которого устранялся недостаток, продлевается гарантийный срок.
– А если в мастерской отказываются это сделать, каковы мои действия?
– Можно на время, пока они не оформят вам документ, не забирать его из мастерской. А руководителю этой мастерской подать письменное заявление, в котором указать, с какого по какое время ваш холодильник был у них в ремонте, и потребовать сделать соответствующую запись в гарантийном талоне либо выдать вам акт о том, какие работы выполнялись и в какой период времени. Один экземпляр остается в мастерской, другой – у вас (с отметкой, что ваше заявление принято). Это тоже будет являться доказательством того, что холодильник ремонтировался.

На мясорубку еще не истек гарантийный срок, когда я обнаружила в ней не-значительный дефект. В сервисном центре его устранили, но я хочу вернуть мясорубку в магазин. Однако сервисный центр не дает мне заключения.

Елена

– Вы не можете от нее отказаться. При наличии брака вы вправе предъявить лишь одно требование – либо безвозмездное устранение недостатка, либо обмен товара, либо возврат за нее денег. Поскольку вы уже реализовали свое право на ремонт, то воспользоваться другими правами сможете лишь в том случае, если в процессе эксплуатации мясорубки проявится иной дефект.
– Но в заявлении я указала, что хочу расторгнуть договор купли-продажи и чтобы мне выплатили деньги.
– Сервисный центр – это организация, которая занимается только ремонтом. А по выплате денег заявление подается продавцу. Но поскольку вы уже обратились в сервисный центр и реализовали право на ремонт, обращаться к продавцу не имеет смысла.
– Но мне в магазине предложили обратиться в сервисный центр, чтобы там дали заключение.
– Если магазину требовалось получение заключения о качестве товара или проведение его экспертизы, продавец обязан был самостоятельно в течение 14 дней обратиться в сервисный центр. А вам вообще не нужно было туда обращаться. Это вопросы продавца.

Холодильник «Атлант» еще на гарантии, но у него сгорел мотор в нижней морозильной камере. После того как его привезли из ремонта, через несколько дней сгорел мотор в верхней камере. Желания возиться с ним у меня больше нет. Могу ли я вернуть холодильник в магазин?

Виктор Викторович, г. Калинковичи, Гомельская область

– Вы вправе обратиться к продавцу и обменять ваш холодильник на другой либо потребовать возврата за него денег. Но требование должно быть одно из двух по вашему выбору.

Месяц назад в квартире установили шкаф-купе, но спустя две недели в нем перестали до конца задвигаться двери. Звоню на фирму, а там говорят, что это может происходить по разным причинам – от большой загрузки шкафа (висит слишком много одежды), от перепадов температуры в квартире (топят больше или меньше) и т.д. В общем, обещают это устранить за дополнительную плату. Правильно ли с меня собираются взять деньги?

Ирина Эдуардовна, г. Минск

– Если дверь перестала задвигаться до конца, это уже недостаток. А устранять недостатки должны те, кто этот шкаф вам устанавливал. Причем – безвозмездно, поскольку гарантия на него еще не истекла. Как правило, двери в шкафах-купе не делаются из массива древесины, поэтому версию о том, что повлияло изменение температуры в помещении, можно во внимание не принимать. Возможно, ослабли крепления реек, по которым движется дверь. Может быть, ролики рассчитаны на более легкую дверь, а она массивная. Причин здесь может быть много. Производители услуг зачастую придумывают отговорки – лишь бы только избежать устранения недостатков за свой счет.

Приобрела комплект постельного белья из сатина. Буквально после первой стирки обнаружила на ткани многочисленные катышки, и вид у этого белья уже такой, как будто им пользовались несколько лет. К кому в данном случае можно предъявить претензии?

Людмила, г. Витебск

Претензии предъявляйте продавцу. Образование катышков на ткани – естественный процесс, но есть временной период, когда они должны образовываться. Во всяком случае, не после первой стирки. Значит, ткань действительно некачественная. В любом случае данный вопрос будет решаться через экспертизу.

Подготовила Людмила ШЕСТОКОВИЧ, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter