Новые КоАП и ПИКоАП. Разбираем с экспертами, что поменялось в части ответственности за нарушения общественного порядка

Ответственное поведение

С 1 марта вступили в силу обновленные Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. Отдельный блок в них заняли изменения, которых могло бы не быть, не случись нарушений общественного порядка летом и осенью прошлого года. Наше законодательство всегда чутко и оперативно реагирует на процессы, происходящие в обществе. И эти не стали исключением. Именно поэтому в обновленный КоАП были внесены изменения. Усилена ответственность за организацию незаконных массовых мероприятий и участие в них, вовлечение несовершеннолетних в такие акции, неправомерное использование автомобильного гудка и многое другое. Накануне 25 марта отдельные граждане снова высказывают намерения принять участие в несанкционированных мероприятиях. Поэтому о новшествах, которые были приняты после событий прошлого года, мы поговорили с экспертами-юристами: Сергеем Добрияном, заведующим кафедрой административной деятельности органов внутренних дел факультета милиции Академии МВД, и Павлом Ненашевым, консультантом управления правового регулирования конституционного строительства и правоохранительной деятельности Министерства юстиции. Наши собеседники входили в комиссию по разработке этих документов и хорошо знают причины появления новаций и то, какой эффект они должны возыметь. 

П. Ненашев:
Надо сказать, что практика такого оперативного внесения изменений в кодексы нерегулярная. Сама подготовка документов была плановой и организованной. Но с учетом произошедших событий пришлось дополнительно проработать ряд моментов. Поэтому законодатели уже при подготовке проекта новых кодексов ко второму чтению в Парламенте приняли меры, направленные в первую очередь на превентивную составляющую в борьбе с нарушением общественного порядка. Важный момент: при оценке тех или иных предложений абсолютно все заинтересованные органы приняли решение, что эти новации нужны. Их эффективность покажет время.

С. Добриян:
Действительно, некоторые изменения были приняты после событий прошлого года. Эти предложения были высказаны в результате тщательного анализа спектра правонарушений, совершенных в то время. На основании данных выработаны нормы, которые должны стать адекватным ответом на действия со стороны граждан, нарушающих общественный порядок.

Во сколько сейчас обойдутся «прогулки» на несанкционированные массовые мероприятия?

П. Ненашев: Статья 24.23 (ранее она была статьей 23.34) «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий» особо не поменялась. Но теперь наказывать за это правонарушение будут иначе. Так, штраф увеличился в несколько раз  и теперь составляет до 200 базовых величин. Надо отметить, что по новой редакции КоАП это, в принципе, максимальный штраф, который может налагаться физическому лицу за административное правонарушение. Хочу подчеркнуть, что статья сформулирована таким образом, что ответственность будет налагаться за нарушение порядка проведения массового мероприятия. Любого. Даже того, которое было разрешено (при условии, что во время его проведения было допущено много нарушений со стороны как участников, так и организаторов). Напомню, что требования о проведении подобных мероприятий прописаны в специальном Законе «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». И нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий, установленного этим законом, будет восприниматься как правонарушение.

С. Добриян: Есть еще один важный момент.
По новым кодексам судам предоставлено право применять дополнительные меры обеспечения административного процесса.
Например, гражданину, в отношении которого ведется административный процесс (к примеру, за участие в незаконных массовых мероприятиях), могут временно ограничивать возможность выезда из страны или запретить управлять транспортным средством. Эти две меры будут применяться только по решению суда и лишь в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа.

Как накажут за отказ проследовать в отделение милиции или предъявить документы?

П. Ненашев: Статья 24.3 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий» влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. Хочу подчеркнуть, что речь не только о сотрудниках органов внутренних дел, но и о любом представителе государственного органа. На этапе проработки данной статьи все заинтересованные органы приняли решение об увеличении верхнего предела штрафа. Это было сделано в том числе по итогам изучения международного опыта.
Нужно понимать, что человек, который не повинуется требованиям должностного лица государственного органа, априори готов к дальнейшему нарушению общественного порядка.
Данная статья имеет и профилактический характер. Если сразу остудить пыл такого нарушителя и привлечь по этой статье, он вряд ли совершит более опасные общественные деяния, в том числе уголовного характера. Поэтому она действительно имеет большое значение в плане обеспечения общественного порядка и ее наличие очень важно.

Что будет, если взять с собой на незаконную акцию детей? 

П. Ненашев: Криминализация вовлечения несовершеннолетних в незаконные массовые мероприятия — новое явление для нас. Но мы видим, как этот инструмент активно используется в Казахстане, России. Поэтому было принято решение за подобные деяния ввести ответственность только в виде штрафа от пяти до 30 базовых величин и посмотреть, как это будет работать. Пока у нас нет жестких санкций в виде лишения родительских прав за однократное подобное нарушение. Ведь государство прежде всего должно учитывать интересы детей. Время покажет, насколько эффективна наша норма. Возможно, возникнет необходимость ее доработки и ужесточения санкций. Хочу напомнить, что любой совершеннолетний, который вовлекает несовершеннолетнего в незаконное массовое мероприятие, будет подпадать под действие данной статьи, а не только родители. 

С. Добриян: Введение этой санкции стало необходимостью, причем не только в нашей стране.
Мы видим, как несовершеннолетние, которые по закону еще не имеют политических прав, становятся просто марионетками в руках политических функционеров.
Детей просто используют вслепую. Изменения были внесены в статью 19.4 КоАП обоснованно.

Кому назначат общественные работы вместо ареста? 

Новые редакции КоАП и ПИКоАП существенно ужесточают ответственность за отдельные виды нарушений общественного порядка. 
С. Добриян: В новых кодексах появилась возможность налагать на правонарушителя по некоторым статьям новый вид наказания в виде общественных работ. Они станут альтернативой аресту и будут назначаться только судом и лишь в том случае, если гражданин будет согласен на такую замену. Совет Министров сейчас разрабатывает перечень списка работ. Затем местные исполнительные органы определят объекты, на которых нарушившие закон будут отбывать такие работы. 

П. Ненашев: Это абсолютно логичное и правильное решение. Причинив вред государству, правонарушитель сможет компенсировать то, что совершил, своим трудом. 

С. Добриян: Хочу отметить, что общественные работы как альтернатива аресту также могут быть назначены судом в качестве наказания за нарушение статьи 24.23 «Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий». Напомню, что по новому законодательству за повторное нарушение этой статьи арест может налагаться не до 15 суток, как было ранее, а до 30 суток. 

Главное — неотвратимость наказания

С. Добриян: Нужно понимать, что профилактика — комплексное явление. Конечно, ответственность в виде штрафа или арест запрещают те или иные действия. Но куда важнейшее профилактическое значение имеет неотвратимость наказания. Это более сдерживающий фактор, нежели суммы штрафов. С учетом возможностей современной белорусской милиции можно не сомневаться, что все нарушители общественного порядка будут установлены и привлечены к ответственности.

П. Ненашев: Как будут работать новые кодексы, покажет время. Не исключено, ситуация может сложиться так, что необходимо будет принимать дополнительные меры по ужесточению санкций или наоборот. В целом то, что сегодня уже есть в КоАП, позволяет использовать максимум рычагов и механизмов для влияния на ситуацию с административными правонарушениями. Теперь все будет зависеть от того, как эти нормы станут применяться. 

isaenok@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter