Ответственное партнерство

Развитие предпринимательства в Беларуси: успехи и проблемы

Развитие предпринимательства в Беларуси: успехи и проблемы

Республиканская конфедерация предпринимательства вынесла на открытое общественное обсуждение проект Национальной платформы бизнеса Беларуси – 2013 (НПББ).

Он получил название «Стратегия опережения» и содержит комплексные предложения белорусского бизнеса по улучшению делового климата в стране. В основу проекта легли исследования о работе бизнес-ассоциаций, выводы Всемирного банка по Беларуси, индекс делового оптимизма страны.

За семь лет действия НПББ совершен переход на плоскую шкалу налогообложения доходов, значительно сокращены, упрощены и удешевлены административные процедуры, идет реформирование контрольно-проверочной деятельности. Осуществлен добровольный переход на ежеквартальные сроки уплаты налога на добавленную стоимость субъектами малого и среднего предпринимательства вне зависимости от объемов реализации товаров, работ, услуг. Применение Единой тарифной сетки стало носить рекомендательный характер для предприятий с долей государственной собственности менее 50 процентов. Также сокращено количество лицензируемых видов деятельности и отменено госрегулирование ценообразования.

Совсем недавно правительство утвердило программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013–2015 годы. На эти цели из бюджета выделяется около 440 миллиардов рублей. К 2015 году планируется довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 30 процентов (сегодня чуть более 20 процентов). По данным Национального статистического комитета, в сфере малого и среднего бизнеса занята почти  треть экономически активного населения страны. Для сравнения, в странах ЕС доля малых и средних предприятий составляет более 95 процентов, их вклад в ВВП достигает 60 процентов. Да и у наших партнеров по Таможенному союзу – России и Казахстана, частный сектор занимает почти 70 процентов в структуре экономики.

В 2010 году Президент подписал стратегический документ – Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Что же сделано за это время? В Минэкономики утверждают, что из 133 пунктов плана реализации мероприятий Директивы № 4 выполнено 120, остальные находятся в стадии реализации. В то же время, по оценкам бизнес-ассоциаций, полностью выполненными можно назвать лишь 25 пунктов плана. Комментируя структуру НПББ-2013, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин назвал наиболее болевые точки, требующие внимания со стороны  правительства.

В частности, в этом году на первое место выходит доступ к финансам. Кредиты под 80–100 процентов чаще всего недоступны малому бизнесу, поэтому рассчитывать на увеличение его доли в ВВП не приходится.

На втором месте – доступ к производственным площадям. Сегодня 90 процентов бизнеса – арендаторы, а нужно сделать так, чтобы 70 процентов были собственниками, а 30 процентов арендаторами. Только собственник может привлечь инвестиции в страну. В производстве нельзя привлекать инвестиции, отстраивать площадку, покупать дорогие станки в кредит под высокие проценты или лизинговые схемы, например, при договоре аренды до трех лет. Ни один западный или восточный инвестор не идет на контакт с арендатором и не инвестирует в него. По-прежнему актуален и вопрос защиты собственности.

По мнению экономиста Алексея Беляева, одна из ключевых причин незначительного вклада малых и средних предприятий в белорусскую экономику – слабое присутствие таких организаций в производственном секторе. Частники больше тяготеют к торговле и общепиту, нежели к производственной деятельности. «Все дело в том, что большинство предпринимателей находятся в арендных отношениях. Это вызывает разные сложности, поскольку условия аренды меняются, и арендодатель под разными предлогами может увеличивать арендную плату, что, естественно, влияет на себестоимость производимой продукции», – поясняет эксперт.

К сожалению, пункт Директивы № 4 о продаже субъектам хозяйствования находящегося в государственной собственности имущества, арендуемого на протяжении трех и более лет, пока не реализован.

Кроме того, требуются эффективные институты и механизмы антимонопольного регулирования, независимый антимонопольный орган. В своей хозяйственной деятельности частные и государственные коммерческие организации по-прежнему очень часто находятся в неравных условиях, в том числе в плане доступа к кредитным ресурсам, земле и недвижимости.

Все еще высока и налоговая нагрузка. По оценкам Всемирного банка, средняя коммерческая организация уплачивает налоги в объеме, эквивалентном 60 процентам валовой прибыли. И если на республиканском уровне налоги снижаются, то налоги, которые отданы на откуп местных органов власти, растут.

Еще один важный момент касается усиления влияния на внутренний рынок Беларуси норм и правил Таможенного союза, а также последствий вступления России в ВТО. Поэтому необходима быстрая, с минимальными издержками адаптация правовых институтов и экономического законодательства к требованиям ЕЭП и ВТО, чтобы мы могли на равных разговаривать с нашими партнерами из России и Казахстана, отметил Владимир Карягин.  Все наболевшие вопросы планируется обсудить 11 февраля в Минске на заседании Республиканского совета по развитию предпринимательства. Не исключено, что в нем примут участие глава государства и премьер-министр. По словам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, список предложений, которые представители бизнеса хотели бы вынести на обсуждение совета, сейчас дорабатывается с учетом мнений руководителей бизнес-сообществ из регионов.

Что касается новой платформы бизнеса, то любой гражданин страны до 20 февраля в письменном виде может внести в нее свои предложения. Для рассмотрения окончательного текста платформы создана специальная комиссия во главе с министром экономики Беларуси Николаем Снопковым. Доработанный вариант документа будет представлен на Ассамблее деловых кругов 13 марта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter