Ответная реакция

Вчера «дальнобойщики» перекрыли дороги
Вчера «дальнобойщики» перекрыли дороги

Приграничные трассы в Польше сейчас напоминают длинную гостиницу на колесах. Кто–то, присев у походной газовой горелки, готовит нехитрый обед, кто–то бреется прямо около кабины, разглядывая в боковое зеркало трехдневную щетину. Многие водители не вспомнят, когда последний раз принимали душ. Нет даже биотуалетов. По нужде ходят, пардон, в кусты. Санитарная ситуация просто катастрофическая... Над многокилометровой вереницей автопоездов повисло огромное облако из выхлопных газов. Двигатели фур работают по 5 часов в день, чтобы обогреть кабины.

Водителям автопоездов, конечно, к бытовым неурядицам и дискомфорту не привыкать. Большая часть их жизни проходит в кабине. Кухня, рабочий кабинет и спальня на колесах! Но даже бывалые шоферы еще никогда не сталкивались с таким безобразием. Запасы провианта в их дорожных холодильниках уже заканчиваются... Тем временем приграничные польские кафе и мотели получают сверхприбыли. Они работают круглосуточно, а цены там подскочили в два раза! Обед уже стоит не три, а шесть евро. Для кого–то — неприятности, а для кого–то — бизнес...

— Ближе к полудню польские спасатели развозили горячий бульон, — рассказали мне застрявшие на границе водители ООО «Белинтертранс» Олег Шичко и Олег Русак, с которыми удалось связаться по мобильнику. — А в субботу дали по тарелке супа.

Чуть ли не последней каплей стал дефицит питьевой воды. Спасатели привезли только техническую воду, но измученные жаждой люди вынуждены использовать ее вместо питьевой. Одного водителя уже госпитализировали в предынфарктном состоянии. Однако, похоже, спартанскому терпению пришел конец. У многих стали сдавать нервы. Вчера «дальнобойщики» решились на крайний шаг.

— Фуры сейчас полностью перекрыли полосу движения, — делится подробностями Олег Шичко. — Не пропускают абсолютно никого — даже дипломатический транспорт и машины со скоропортящимся грузом...

На пункте пропуска «Варшавский мост» вчера утром оживления не наблюдалось. О том, что происходит на польской стороне, пресс–секретарь Брестской таможни Сергей Малеев знал немного: «Дозвониться до поляков мы не смогли — никто не снимает трубку. Проехавшие границу люди говорят, что оформляет транспорт один таможенник, остальные вышли, но к работе не приступили».

На грузовом переходе «Козловичи» тоже без перемен. Хотя среди «дальнобойщиков», томящихся в ожидании на подступах к пункту пропуска, поползли слухи, что полсмены «цельников» на работу таки явились.

— От польского терминала «Корощин» до пункта таможенного оформления «Козловичи» всего 8 километров. После утренней пересменки движения не заметили. Если поляки вышли и стали оформлять транспорт, мы почувствуем это не раньше чем во второй половине дня, — в отличие от считающих минуты водителей Сергей Малеев радоваться не спешит.

Позавчера поляки пропустили в Беларусь через Брест 200 фур, а на въезд в Польшу оформили лишь 40 автомобилей. Среди тех, кому удалось вырваться из пробки, белорусские водители Виктор и Андрей.

— Довольны, что уже почти дома? — интересуемся у Виктора, который везет оборудование в Могилев.

— А как вы думаете? — на измученном лице — улыбка. — Сроки поставок срываются. А мы стоим и не знаем, как долго придется томиться в очереди. Нет туалетов, нет воды, у многих заканчиваются визы, солярка, деньги...

Андрей, водитель трейлера, принадлежащего коммерческой фирме из Минска, сморщился, когда мы спросили о том, как было организовано питание на польской стороне: «Привезли чай, немножко супа, полмисочки каши, кусочек хлеба. Не наешься...»

Пока никто официально не уведомлял брестских таможенников и пограничников, что забастовка закончилась. Впрочем, никто не сообщил белорусам и о том, что она началась. В Бресте в любой момент готовы начать работу в условиях интенсивного движения — за счет увеличения числа инспекторов таможни и военнослужащих погрангруппы, а также сокращения сроков оформления грузов. «Проектная пропускная способность «Козловичей» — 1.000 трейлеров, следующих на выезд и въезд. 400 автомобилей, ожидающих на терминале в Бресте, мы сможем оформить за сутки. На оформление 1.600 фур, стоящих в пробке на польской стороне, уйдет до трех суток. Все зависит от того, насколько ритмично они будут к нам подъезжать», — объяснил перспективу снятия приграничного напряжения Сергей Малеев.

Оксана СИДОРОВИЧ, Валентина КОЗЛОВИЧ, «СБ».

P. S. Пока верстался номер, польские таможенники начали пропускать через границу большегрузные автомобили, сообщили вчера информагентства. На линии таможенного контроля в «Козловичах» одновременно оформлялись по 3 — 4 машины. По словам пограничников, этот процесс идет не так быстро, как хотелось бы, но если положительная динамика сохранится, то ситуация на границе нормализуется через трое суток.

Компетентно

Заместитель генерального директора по транспорту ООО «Белинтертранс» Максим Щербо:

— Ситуация не стала для нас неожиданной. Еще в конце прошлого года польские таможенники проводили пассивную забастовку. Несколько месяцев инспектора работали, но очень медленно. Тогда собирались огромные очереди. Вообще, Польшу тяжело

объехать. Не всегда машину можно направить через Украину.

Ведущий специалист по международным перевозкам СООО «Брествнештранс» Лилия Чубаева:

— На границе застряли 4 наши фуры. Они уже неделю не могут попасть домой. 5 автопоездов мы успели направить через гродненский пункт пропуска «Брузги». А еще из–за забастовки не вышло 15 машин. Несем убытки по 300 — 600 долларов в сутки.

[b]Пограничная ситуация[/b]

Польские таможенники возвращаются на рабочие места

Убедить бастующих прекратить акцию протеста смог премьер–министр Польши Дональд Туск. На встрече с руководителями таможенных служб сразу трех воеводств (Подляского, Любельского и Подкарпатского), где сотни грузовиков образовали многокилометровые пробки, глава польского правительства пообещал увеличить зарплату таможенникам на 200 долларов. Прибавка будет начислена задним числом уже с 1 января. Кроме того, он распорядился разработать новый закон о работе таможенных органов, где будет прописано право таможенников на досрочный выход на пенсию.

По мнению наблюдателей, все участники акции протеста вернутся к работе через несколько дней. Поэтому рассчитывать на то, что огромная пробка на восточных границах Польши рассосется в ближайшее время, увы, не приходится.

В связи с большой очередью на пограничных переходах на польском участке белорусско–польской границы посольство Беларуси в Польше, Генеральное консульство Беларуси в Белостоке и консульство Беларуси в Бяла–Подляске организовали круглосуточное дежурство. В случае необходимости граждане Беларуси могут обратиться за консульской помощью по телефонам:

— в Варшаве +48 22 842 52 02;

— в Белостоке +48 509 698 811;

— в Бяла–Подляске +48 601 988 575.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter