Отвели сполна беду

Как Хозсуд Минской области помогает предприятиям минимизировать последствия кризиса?

Как Хозяйственный суд Минской области помогает субъектам хозяйствования минимизировать последствия экономического кризиса?

О тенденциях, которые проявились

Одна из главенствующих тенденций минувшего года – значительное увеличение обращений в хозяйственный суд. В исковом производстве количество поступивших на рассмотрение споров по сравнению с 2008 годом возросло на 94 процента! Между тем год назад этот рост составил всего 8, а в 2007-м – лишь 2,9 процента. Еще одна параллель: в прошедшем году Хозяйственным судом Минской области рассмотрено 15 700 дел приказного и искового производства, а также по административным правонарушениям, в 2008-м их было всего лишь около 9000. В то же время процентные показатели в отношении исков, оставленных без движения, а также в принятии которых было отказано, не претерпели изменений.

Данные судебной статистики свидетельствуют о двукратном росте в первую очередь такой категории дел, как споры по расчетам. В предшествующие три года имелась устойчивая тенденция к их снижению как свидетельство укрепления платежной дисциплины субъектов хозяйствования Минщины. Данная категория дел традиционно не считалась сложной. Однако в действительности немалая часть их – это весьма трудоемкие и конфликтные дела, по которым исковые требования вытекают из договоров, имеющих сложную правовую конструкцию и включающих элементы разных договоров. Рост количества таких дел в судебной практике становится тенденцией. На это обратил внимание коллектива суда и многочисленных гостей председатель Хозяйственного суда Минской области Анатолий Гарновский, выступая с докладом на итоговом совещании года.

Наблюдается и рост количества традиционно сложных дел, вытекающих из договоров строительного подряда, перевозки, аренды, о признании недействительными ненормативных правовых актов, действий или бездействия государственных органов и должностных лиц, а также дел, вытекающих из корпоративных споров. Дали о себе знать и такие новые категории, как иски об изменении и расторжении договоров в связи с существенно изменившимися обстоятельствами, в качестве которых назывались последствия мирового финансового кризиса и девальвация белорусского рубля в начале 2009 года. Кроме того, истцы просили возместить убытки в связи с необоснованным привлечением субъектов хозяйствования к административной ответственности.

Нагрузка на судью в последнее время также существенно увеличилась. Если в 2008 году среднемесячная нагрузка составляла 78 материалов, то в минувшем – свыше 100. В этой непростой ситуации акцент был сделан на пропаганде приказного производства, а также на применении посреднической процедуры и содействии заключению мирового соглашения как с целью снижения нагрузки в исковом производстве, так и для оказания реальной помощи субъектам хозяйствования в непростых экономических условиях.

Приложенные усилия оказались оправданными. И что любопытно: самых впечатляющих результатов добились судьи, которые в суде работают первый год! В результате в минувшем году прекращено производство по 3270 делам, что составило 29 процентов от рассмотренных (в 2008 году – 21 %). Причиной прекращения производств по 2070 делам послужило заключение сторонами мирового соглашения либо соглашения об урегулировании спора в порядке посредничества. Процент выхода из процедуры посредничества без урегулирования споров равнялся 6 . Это лучший показатель в системе хозяйственных судов.

Но несмотря на высокий результат, у суда еще имеются резервы. Анализ судебной практики при подготовке его выездных сессий в районы показывает, что около 70 процентов дел, рассмотренных хозяйственным судом с участием субъектов предпринимательской деятельности этих районов в исковом производстве, могли быть рассмотрены в порядке приказного производства, а это значит, более оперативно и экономно для сторон.

Хозяйственный суд Минской области сделал и очень дальновидный шаг. Он первым в стране инициировал принятие 21 сентября прошлого года Минским обл-исполкомом решения «О мерах по эффективному использованию упрощенных процедур в хозяйственном производстве и исполнению судебных постановлений». Им рекомендовано организациям, подведомственным местным исполнительным и распорядительным органам Минской области, рассматривать приказное производство в качестве основной формы взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке, а также максимально использовать процедуру посредничества по хозяйственным спорам при рассмотрении дел искового производства.

В условиях резкого увеличения количества обращений Хозяйственному суду Минской области удалось обеспечить оперативное и качественное рассмотрение дел. Всего за год его апелляционной инстанцией и Кассационной коллегией Высшего Хозяйственного Суда отменены или изменены судебные постановления по 33 делам, что составляет 0,2 процента от общего количества рассмотренных судом дел искового производства. И достигнуто это прежде всего благодаря активному применению посреднической процедуры, профессионализму и высокой ответственности судей и специалистов. Вполне заслуженно многие из них были награждены руководством ВХС и Хозяйственного суда Минской области.

Во власти стереотипов

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) относятся к категории наиболее сложных и затратных по времени. В основе процедуры банкротства, как правило, всегда конфликт интересов, а зачастую и серьезные социальные проблемы. Именно по этой причине к ним проявляется особое внимание. За год в суд поступило на четверть больше заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное увеличение касается исключительно коммерческих организаций частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей, в том числе подлежащих банкротству в упрощенном порядке. Рост заявлений должников, прежде всего ликвидируемых, не может не вызывать беспокойства. К сожалению, некоторые руководители государственных органов, с тревогой отмечалось на совещании, до сих пор находятся во власти стереотипов такого рода: проблемы предприятия можно снять за счет направления в суд заявления о его банкротстве.

Проявилась и устойчивая тенденция роста количества возбужденных исполнительных производств. Их в истекшем году возбуждено 8261 на общую сумму 204 миллиарда рублей. Для сравнения: в 2008 году возбуждено 5898 исполнительных производств на общую сумму 127 миллиардов рублей. Общее количество исполненных исполнительных производств в минувшем году увеличилось на 450. Процент реального исполнения из года в год остается стабильно высоким. В минувшем году – 72,4 %, в 2008-м – 73,5 %. В то же время по 1300 производствам (каждое пятое) исполнительный документ был возвращен с актом о невозможности взыскания. Всего за прошлый год судебными исполнителями Хозяйственного суда Минской области взыскано в эквиваленте свыше 81 миллиарда белорусских рублей, что на 20 миллиардов больше, чем в 2008 году. В качестве резервов в этом направлении работы назывались улучшение взаимодействия с судебными исполнителями общих судов, обеспечение действенного контроля за выполнением перерабатывающими предприятиями предписаний судебных исполнителей. Так, в адрес всех перерабатывающих организаций Минской области во исполнение решения Миноблисполкома в свое время были направлены письма с приложением перечня должников, денежные средства которых в размере 25 процентов подлежат перечислению на депозитный счет хозяйственного суда. В ответе на это письмо руководство ОАО «Борисовский молочный комбинат» привело «аргумент» такого рода: предприятие производит расчеты с производителями сельхозпродукции за сданное молоко в соответствии с договором и указаниями Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, среди которых оплата хозяйственным судам не предусмотрена. Нонсенс! Тем не менее такое отношение к суду (как к чему-то второстепенному, мешающему напряженной работе) также порой дает о себе знать. При разрешении ситуаций такого рода суд намерен в полной мере задействовать механизм привлечения руководителей перерабатывающих предприятий к административной ответственности. Статья 24.9 КоАП дает ему такое право.

Вопросы и замечания председателя ВХС

Чем отличалось это итоговое заседание от многих других, так это тем, что оно представляло собой постоянный диалог. Вопросы и замечания выступающим адресовали многие из присутствующих, прежде всего начальник Главного управления по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти Администрации Президента Анжелика Тесовская, но больше всего – председатель Высшего Хозяйственного Суда Виктор Каменков. В частности, он упрекнул докладчика за то, что был упущен такой важный раздел, как организация работы, не проанализированы тенденции первых дней нового года.

Когда заместитель председателя суда Эдуард Максимович повел речь об отменах решений по административным делам, Виктор Сергеевич напомнил ему и другим, что из 13 отмен 6 было по инициативе ВХС.

— Не получится ли, что мы можем задушить курицу, несущую золотые яйца? — попытался в конкретном случае обобщить Эдуард Максимович.

— Непродуманное применение правовых норм, — тут же отозвался Виктор Каменков, — может действительно привести к тому, что мы потеряем налогоплательщика. Мне приходилось докладывать Президенту о конкретных делах, и его требование при этом было таким: не надо подходить к рассмотрению исков формально. Требуется, чтобы контролирующие органы, прежде чем применить к субъекту хозяйствования ту или иную санкцию, думали о том, к каким последствиям это приведет. И судья хозяйственного суда должен думать, как пополнять бюджет. В протокольное решение расширенного оперативного совещания надо записать требование такого рода.

— Сегодня я много раз вмешивался, делал замечания. Но никто не говорит о том, что вы, судьи и специалисты Хозяйственного суда Минской области, — обратился Виктор Каменков к присутствующим, — сработали плохо. Наоборот, вы работали успешно и квалифицированно. Но мы сообща обсуждаем проблемы, которые надо решить. Я говорил и буду всегда об этом говорить: вы представляете суд особый – экономический. В случае вашей ошибки страдает экономика, зачастую — целые коллективы. Все мы должны реально помочь экономике спокойно, без потрясений выйти из кризиса. Я в последнее время встречался с зарубежными коллегами и знаю, что США, Италия, Франция, другие страны работают над процедурой посредничества, ищут пути расчета должников без денег. И у нас посредничество – не блажь, а объективная необходимость, и мы будем спрашивать с судей за него. В том числе и во время аттестации, которую вскоре будем проводить. Резервов и возможностей еще у суда немало. В их числе и введение реальных элементов электронного правосудия. Надо все это задействовать, понимая, что, когда случается кризисная ситуация, все бегут в суд…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter