Оттуда нет возврата.

Чудом избежав мучительной смерти в концлагере, глава семьи Венгеровых так и не вернулся домой.
Чудом избежав мучительной смерти в концлагере, глава семьи Венгеровых так и не вернулся домой.

Многие из тех, кто на себе испытал все ужасы войны, говорят, что не так страшна была вражеская пуля, как фашистский концлагерь. Порой от историй с жуткими подробностями, рассказанных бывшими узниками, холодеет на сердце и невольно наворачиваются слезы на глаза. Пленных морили голодом, заставляли работать по двенадцать часов в сутки, “поливали” в душе ядовитыми газами, сжигали, избивали до потери сознания... А прах сожженных использовали в качестве удобрений на полях...

Убежал и пропал

Казалось бы, остаться в живых после таких мясорубок и нечеловеческих испытаний просто невозможно. Но находчивость советских солдат не раз спасала их от концлагерных мук и неизбежной смерти.

— По рассказам вернувшихся с войны односельчан, особенно много людей фашисты убивали, когда приближался конец войны, — вздыхая, говорит житель города Костюковичи Могилевской области Михаил Венгеров. — Именно в те времена появились так называемые “душегубки”. Кузов такой адской машины, набитой людьми до отказа, был наглухо закрыт, сюда была протянута труба, по которой поступал угарный газ от двигателя. Таким образом, когда грузовик доезжал до места назначения, все находящиеся в кузове были уже мертвы. Это позднее пленные научились дышать таким воздухом через тряпки, смоченные мочой, а потом и притворялись мертвыми. Так и выживали.

Михаил Яковлевич остался жив, не погиб за колючей проволокой и его отец — Яков Венгеров. Он оказался одним из тех немногих, кому удалось каким-то чудом вырваться из лап фашистов. Но домой глава семьи так и не вернулся, и дальнейшая его судьба не известна до сих пор.

— Я мало что помню о своем отце, — продолжает Михаил Яковлевич. — Родился он примерно в 1903—1904 годах, жили мы в деревне Холдеевка Радненского сельсовета Климовичского района Могилевской области. Великая Отечественная не первая для него война: он принимал участие и в финской. Когда началась Отечественная война, отца сразу же отправили на фронт. После ее окончания мы получили извещение, что Яков Корнеевич Венгеров пропал без вести.

Надеяться на лучшее

О том, что бывалый солдат находился в плену, семье Венгеровых рассказали вернувшиеся с фронта в конце войны односельчане, которые вместе с ним были окружены немцами и заключены под стражу. Лагерь, куда привезли новых военнопленных, располагался в городе Новгород-Северский или где-то недалеко от него. По словам выживших, там их морили голодом, не давали пить, заставляли делать каторжную работу, а потом измученных людей просто убивали. Только с помощью неких высших сил некоторым из них, среди которых оказался и Яков Венгеров, удалось бежать из плена.

Это известие вселило тогда в семью, оставшуюся без своего главы, надежду — в списке погибших отца не было, а значит, есть вероятность, что он живой. Мать Михаила Яковлевича Мария Титовна и еще несколько женщин, не долго думая, отправились искать тот злосчастный лагерь, чтобы узнать хоть что-нибудь о судьбе своих мужей. Нашли это место довольно быстро — кровавые следы указали путь к месту страшной трагедии. Но ни их родных, ни знакомых здесь не было. Зато женщины, чьи сердца уже и так изрядно потрепала война, своими глазами увидели, каким нечеловеческим пыткам подвергались советские солдаты. Ну а те, кто узнал в тонких скелетах, обтянутых кожей в рубцах и язвах, своих мужей, смогли их выкупить у немцев и увезти домой.

— Возможно, что моего отца после побега догнала вражеская пуля, а может, он попал в какую-нибудь роту и погиб на поле боя, — предполагает мой собеседник. — Мне уже немало лет, и я до сих пор надеюсь получить хоть какие-нибудь известия об отце, узнать, где он похоронен, чтобы поклониться той земельке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter