Отцы и дети: на ТВ иль в Интернете?

Как стать объектом интереса и симпатии у них, современных слушателей, — загадка, разгадать которую пытаются многие исполнители, в том числе «отцы и дети» белорусской сцены певец Александр Солодуха и солист группы beZ bileta Виталий Артист...
Каждое утро начинается для них со старта на короткие дистанции, словно в фильме «Беги, Лола, беги». Успеть все! Экономят часы и чувства, не желая растрачивать эмоции по пустякам. Меломаны сетевой закалки, обитатели онлайн-групп по интересам, они находят и указывают друг другу имена достойных музыкантов ссылками, скачивают композиции кумиров мегабайтами.

Как стать объектом интереса и симпатии у них, современных слушателей, — загадка, разгадать которую пытаются многие исполнители, в том числе «отцы и дети» белорусской сцены певец Александр Солодуха и солист группы beZ bileta Виталий Артист. Личности прогрессивные, оба используют в меру сил и возможностей все средства раскрутки. При мне исполнитель хита «Здравствуй, чужая милая», слова которого в 94–м году скандировала 30–тысячная площадь, а нынче может услышать на персональном сайте певца любой желающий, пытался дозвониться до продюсера Валерии Иосифа Пригожина и разузнать, не найдется ли для него местечка в шоу «Ты — Суперстар!–2». Композиции же «безбилетников» можно прослушать на портале last.fm, обсудить на форумах и сообществах в Живом журнале, а хотите — и лично поучаствовать в съемке клипов группы. Каким способом сегодня выигрышнее транслировать свое творчество: на телеканалах или в Интернете? Читайте мнения pro и contra.

Александр Солодуха: «Без хита и клипа нет певца»

— Александр, здорово изменился, на ваш взгляд, отечественный шоу–бизнес за те 20 лет, которые вы на эстраде?

— Многое произошло с тех пор... Но лично для меня главное, как и прежде, — непосредственный контакт со зрителем. Приходят люди на выступление — значит, исполнитель востребован. С 20 октября 2006 года продолжается мой большой юбилейный тур по городам Беларуси «Александр Солодуха. 20 лет на сцене». С Ольгой Дроздовой «откатали» 100 концертов, теперь ездим с сыновьями. Новая программа называется «Любить тебя, родная». Сейчас мой график расписан примерно до 1 июня, это около 50 выступлений.

— На сайте soloduha.ru можно прослушать четыре ранних альбома. Не подумываете, как это делают зарубежные исполнители, распространять новую пластинку на онлайн–просторах вместо того, чтобы продавать ее по старинке через сеть музыкальных магазинов?

— Олег Елисеенков, мой старинный друг, подсказал мне, что непременно нужно открыть свой сайт, иначе сегодня нельзя. Над ним работал Алексей Кузнецов, создававший домашнюю страницу певцу Сереге. Хотелось, чтобы люди в любой точке земного шара могли открыть ссылку и воскликнуть: «Вот это да!» А насчет идеи с интернет–продажами даже не знаю... Видимо, этим должен заниматься специалист и профессионал. Полгода назад Леша уехал в Москву и этим просто некому заниматься.

— Ваши концерты, заметила, по ТВ транслируются то накануне гастрольного тура, как в 2001 году, то в его разгар, как в прошлом месяце. Не опасаетесь, что зрители не пойдут смотреть после этого на живое исполнение?

— Да, я задумывался над этим. Эфир не должен помешать. Можно ехать и смело показывать нынешний концерт в любой точке СНГ. Меня часто приглашают на «корпоративы» в Москву, Подмосковье, Питер и его окрестности. Единственная сложность — нет сейчас выхода на центральные московские каналы: ОРТ, РТР, НТВ... А показать есть что: те же клипы «Сахар», «Сотни километров до любви», «Виноград».

— А почему их коллекция невелика — всего 12 роликов?

— Главное, чтобы у тебя была хорошая песня, нет хита — нет и певца. Если снят еще и качественный клип, зал пойдет на тебя, это закон. Правда, некоторые исполнители стали популярными без ротации на ТВ: Таня Буланова, «Ласковый май», шансонье Иван Кучин и многие другие.

— Однако лично вам именно клипы помогли заявить о себе?

— Мне — да. Первый клип на песню «Здравствуй, чужая милая» был снят в январе 95-го года. В Москве, если речь заходит о Беларуси, до сих пор вспоминают «Песняров» и Мулявина, а также Александра Солодуху с этим мегахитом. В 95-го году в Минском Доме офицеров на концерте Пугачевой Эдуард Ханок привел к ней в гримерку знакомиться. Примадонна встретила меня словами: «Достал меня уже твой Солодуха с этой песней! Каждое утро только и слышишь ее отовсюду».

— Сколько раз «штурмовали» российскую столицу?

— Два. Олег Елисеенков подбросил мне идею позвонить Иосифу Пригожину и предложить свою кандидатуру для шоу «Ты — Суперстар!», у которого наверняка намечается продолжение. Сначала, правда, про себя решил, что мне это не нужно. Но на днях один знакомый почти меня переубедил, приведя в пример Лешу Глызина, гонорары которого потом выросли с 3 тысяч долларов за концерт ровно в 10 раз.

— Как вы познакомились с Пригожиным?

— Я приезжал к нему в гостиницу «Орбита», когда у Валерии были в Минске гастроли, а до этого мы встречались в Москве. Кстати, Пригожин и его бывшая супруга Лейла меня хорошо «развели», предложив включить песню «Здравствуй, чужая милая» в сборник «Союз–16». И не заплатили ни копейки. В Москве легенды ходили, какими тиражами расходились пластинки с этой песней. Но я никогда ни о чем не жалею. Девиз Александра Солодухи: «Вперед и вверх!»

Виталий Артист, солист группы beZ bileta: «Нас услышат онлайн на Аляске»

— Виталий, как на заре создания группа beZ bileta пыталась привлечь к себе внимание?

— С самого начала сложилось так, что наша команда постоянно оказывалась в центре внимания. 9 лет назад, естественно, мы практически не пользовались Интернетом, но однажды, примерно через год после образования группы, попали на фестиваль в Италию, а это было неслыханно для Беларуси. У нашего ударника, который работал тогда юристом, на работе был доступ к «всемирной паутине» и мы, списавшись с организаторами, получили приглашения.

— А сегодня рассматриваете Интернет как альтернативу ТВ в плане раскрутки? Ведь столичная молодежь, среди которой, вероятно, немало ваших поклонников, сетевое пространство зачастую предпочитает телеканалам...

— Мы не делим публику на периферийную или столичную. Полные залы группа собирает на концертах в Минске и в других городах. И так сложилось уже, что слушают нас не только школьники, но и взрослые серьезные люди. Не существует универсального рецепта раскрутки артистов. Другое дело, когда у музыканта нет денег, чтобы оплатить ротацию, скажем, на MTV, значит, нужно искать иные варианты.

Скажем, план может быть таков: выкладывать музыку на сайтах (как официальных, так и пиратских), затем вложить деньги в создание клипа и его ротацию. Зачем? Чтобы люди легко нашли и могли скачать музыку онлайн, поделиться ею с друзьями. Так можно распространять свое творчество.

— То есть в этой цепочке без телеэфиров все равно не обойтись?

— В бывшем Советском Союзе работала следующая схема: пробьется команда на телевидение, покажут ее один раз по общесоюзному каналу — это уже громадная реклама. Сегодня ты выложил файлы в Интернете, а через пять минут их слушают на Аляске и в Канаде. Но вместе с тем поток информации невероятно велик — каждый день появляется до 20 тысяч новых пластинок — и не затеряться в нем чрезвычайно сложно.

— Если можно скачать музыку бесплатно, разве не исчезает как таковой смысл приобретать диски?

— Нет. Во–первых, многим не нравится качество mp–3 файлов. А во–вторых, во всем мире пойти и купить диск считается правилом хорошего тона. У нас в стране почти на всех концертах заведено выступать «за спасибо». Я бы предложил всем командам не соглашаться на такие кабальные условия, а выдержать паузу. Пусть на какое–то время воцарилась бы тишина, зато потом появилось бы что–то более качественное и стал бы оплачиваться труд исполнителей.

— В начале творческого пути вы совмещали музыку с основной профессией?

— Я никогда всерьез ничем другим, кроме музыки, не занимался. Но последние лет 5 пишу песни, а также музыку для кино– и мультфильмов, театра и телевидения. Проект beZ bileta, к счастью, становится все более востребованным, поэтому планирую со временем заниматься только им.

— Сочинение саундтреков — хорошая реклама для коллектива...

— Прежде всего для меня это творческое самовыражение и заработок, а реклама — в третью очередь. Недавно я написал музыку для спектакля Вячеслава Иноземцева «После», видеоинсталляцию к которому сделал Матвей Сабуров. А в кино первым опытом композиции был для меня сериал «Мужчины не плачут». Я как раз устроился работать на студию, где «Ляписы» саундтрек записывали. И решился предложить режиссеру Сергею Боброву свою музыку. Ему понравилось — и пошло–поехало.

— Кто придумал оригинальную идею приглашать в клипы beZ bileta поклонников?

— Сначала все происходило спонтанно, а сейчас получилась своеобразная «фишка» команды. Придумали ее не мы, правда, а гениальный режиссер Федерико Феллини, снимавший в кино своих друзей вместо профессиональных актеров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter