Отсюда и до обеда

О неэффективном труде

В студенческие годы я некоторое время работал на стройке. Мой бригадир, который когда–то служил в роте обеспечения, открыл мне глаза на жизнь. Бывший прапор всегда ходил чуть-чуть небритым, а любимая фраза у него была из бородатого анекдота: отсюда и до обеда.


— Сегодня вы возите кучу песка, — давал по утрам бригадир инструкции слоняющимся по углам разнорабочим. — Отсюда — и до обеда!


После обеда в строгом соответствии с армейской классикой кучу мы тянули обратно. Все были в процессе и задействованы, и все за это получали зарплату. Благодаря веселому начальнику я усвоил типичную схему организации работы и понял наконец, почему мы не Сингапур и никогда не станем Тайванем. Поделюсь наблюдением, хоть оно и очевидно: потому что обед у нас, несмотря на кризисы, дефициты и прочие экономические треволнения, — по расписанию. А до обеда мы, мягко говоря, успеваем немного.


Чтобы убедиться в этом, необязательно работать в госконтроле. Иногда достаточно выглянуть из собственного окна. В начале марта, когда еще лежал снег, а на градуснике было минус 10, на одной из улиц в микрорайоне Уручье работяги выливали в ямины горячий асфальт. «Что творите, мужики?!» — спросил я у них про эффективность подобных мероприятий, не особо рассчитывая на внятный ответ. Сейчас, в мае, улица снова, как стиральная доска. И я уверен, что это мой знакомец, прапорщик–прораб, переменил работу и дает свои универсальные команды по производству халтуры на новом месте. Или, вернее сказать, этот горе–начальник развоплотился в тысячу обличий и с ухмылкой продолжает повторять: «Работайте, братцы. Отсюда — и до обеда».


Конечно, тема закатки денег в асфальт избита, как дороги по весне, но спросите у своего знакомого, служащего в конторе, которую кормят из бюджета, сколько времени он тратит на пустоту? На бутафорию, на лишний и неэффективный труд, на переделку того, что сделали другие халтурщики. Уверен, картина получится примерно такая же, как под моим окном. Чиновники в организациях плодят бумажный шлак, отвечая по шаблону на письма граждан. Гаишники убивают время, перестраивая дорожное движение и исправляя огрехи проектировщиков. А самое грустное, что отсюда и до обеда работают громадные структуры. Про разветвленную, с загогулинами систему ЖКХ в последнее время кто только не говорил. Да и в других отраслях то же самое: областные, городские, районные отделы, дублируя и ретранслируя друг друга, напоминают дедаловский лабиринт, плутать в котором можно долго. Эффект от деятельности таких организационных структур минимален, работают там «до обеда», зарплату получают хорошую.


Хотя вообще–то это совсем не загадка, как правильно и четко оценить эффективность труда даже отдельного служащего. Вот, скажем, в Америке давным–давно практикуют карточную систему. Приходишь на работу, гасишь карточку в специальном устройстве. Надо отлучиться — снова отмечаешься. Да, это средство все больше от перекуров, но если нужно дать оценку качеству работы организации — владельцы бизнеса наймут спецов, своеобразных внешних аудиторов. И аудиторы эти — вовсе не господа, которые ездят на «Ауди», как думают у нас иногда, а беспристрастные, не повязанные связями оценщики.


Каждому министерству, каждому госпредприятию, по–моему, настала пора найти такого специалиста, который укажет на пропасть между реальным и виртуальным и скажет: тут нужно отрезать, а здесь — ужать. Это должен быть не мясник, который будет резать по живому, а хирург–виртуоз, призванный четко и хладнокровно провести операцию — удалить лишнее. То–то и всего!


Такого виртуоза я бы с радостью пригласил и в свой кабинет. Потому что вчера убил уйму времени, думая, как решить судьбу собачки в одной из деревушек Гомельской области. Историю о том, как на мужа напал соседский пес, описала в письме читательница. «Сосед получил штраф, собака — нет», — жаловалась женщина. При этом требовала: «Срочно приезжайте!»


Я долго, с утра и до обеда, думал, как правильно дать ответ, стоит ли действительно экстренно бежать в бухгалтерию за командировочными и выезжать на место. А после, да простят офицеры из местного РОВД, переадресовал письмо им. Пускай занимаются — составляют протоколы, опрашивают свидетелей... В соответствии с законами системы.


Мой пример, конечно, микроскопичен на фоне масштабов государства. Но давайте скажем прямо: во многом у нас принцип «отсюда и до обеда», ярко характеризующий бессмыслицу труда, стал универсальным. Но, братцы, сколько можно таскать тачку туда–сюда? Ведь до обеда можно и не дотянуть. Или вовсе остаться без обеда...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter