Интервью заместителя руководителя аппарата Совета министров Беларуси Станислава Бубена

Отсрочить долг или увеличить отдачу?

На вопросы «СГ» отвечает заместитель руководителя Аппарата Совета Министров Станислав Бубен
Визитная карточка

03-1500.jpgСтанислав Брониславович БУБЕН родился в деревне Кондратовичи Столбцовского района в многодетной семье. В 1989 году окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства имени Куйбышева по специальности «финансы и кредит». Учился в Академии управления при Президенте по специальности «экономика управления на предприятии агропромышленного комплекса». Работал главным экономистом колхоза «Красное Знамя» Столбцовского района. Почти 17 лет в Аппарате Правительства.

В 2015 году на поддержку отечественного АПК будет потрачено более 15 триллионов рублей. Такая сумма расходов предусмотрена проектом Закона о бюджете. В разработке документа принимали участие и сотрудники Главного управления агропромышленного комплекса Аппарата Совета Министров нашей республики. При его непосредственном участии подготовлено и сейчас реализуется более 30 программ в АПК. Более шести лет управление возглавлял Станислав БУБЕН. С недавнего времени он заместитель руководителя Аппарата Правительства.

«СГ» обратилась к Станиславу Брониславовичу с рядом актуальных вопросов.

— Станислав Брониславович, Главное управление АПК связано только с сельским хозяйством или сфера его деятельности шире?

— Безусловно, структура многоплановая. 13 сотрудников управления оказывают консультативную и методологическую помощь не только Минсельхозпроду, но и концерну «Белгоспищепром», Минприроды, Минлесхозу. По вопросам землепользования, геодезии и картографии работают с Госкомимуществом, по пушному звероводству, заготовкам и переработке плодоовощной продукции — с Белкоопсоюзом.

В Главном управлении АПК готовятся нормативные правовые акты Президента и Правительства; материалы для рассмотрения на заседаниях Совета Министров и его Президиума. Также обеспечивается контроль за исполнением решений Главы государства и Правительства, поручений Премьер-министра и его заместителей. За 2013 год подготовлено 66 проектов законов, решений и протоколов поручений Главы государства, 282 постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра

— Но все же вернемся к АПК. Как вы оцениваете финансовое состояние его организаций?

— К сожалению, по-прежнему оно остается сложным. Финансовые обязательства всех сельхозорганизаций  на 1 октября 2014 года достигли 92,7 триллиона рублей. В том числе просроченные составили 12,1 триллиона рублей.

Но даже на этом непривлекательном фоне некоторые цифры обнадеживают. За январь—сентябрь сельхозорганизациями республики получено 63,7 триллиона рублей выручки от реализации продукции (124,4 процента к 2013 году). Прибыль от реализации — 4,5 триллиона рублей, или 127,4 процента.

Положительная динамика показателей эффективности у мясо- и молокоперерабатывающих предприятий. Так, в молочной промышленности за январь—сентябрь рентабельность продаж — 9,7, в мясоперерабатывающей — 7,1 процента.

Однако негативное влияние на их эффективную работу оказывают высокая кредитная нагрузка и расходы на обслуживание банковских кредитов. Так, из 23 организаций мясоперерабатывающей промышленности 12 получили чистый убыток, тогда как только 2 из них имеют убыток от реализации продукции. В молокоперерабатывающей отрасли из 41 организации — соответственно 3 и 1 предприятие.

Убыточны и 19 льнозаводов. Правда, в прошлом году их было 22. Прогресс есть. Но сказывается низкое качество перерабатываемой льнотресты. Да и ценовая конъюнктура внешнего рынка не позволяет выйти на высокорентабельную работу.

— Главой государства приняты четыре Указа по финансовому оздоровлению экономики агропромышленного комплекса. Какие основные направления реформирования АПК на современном этапе и каковы первые результаты реализации принятых решений?

— Нововведения, можно сказать, базируются на двух основных платформах: мерах государства и действиях самих производителей сельхозпродукции. Проработаны пути повышения эффективности, увеличения отдачи вкладываемых средств, реструктуризации задолженности. Для реализации принятых указов заместителем Премьер-министра Михаилом Русым утвержден план действий.

Одна из основных задач — снижение финансовой нагрузки на хозяйство. Для предоставления отсрочки в банки обратились 335 сельхозпредприятий. На 1 ноября получено предварительное согласие на реструктуризацию такой задолженности 104 сельскохозяйственным организациям на 1194 миллиарда рублей. 

Руководствуясь пунктом 4 Указа № 348, реструктуризирована задолженность 31 организации перед республиканским бюджетом по платежам, произведенным в соответствии с гарантиями Правительства. Сумма немалая — 3312 миллиардов. В их числе — предприятия хлебопродуктов, Белагросервиса, льнозаводы. Экономический эффект, а это высвобождение оборотных средств, составит для них в 2014 году 2970 миллиардов рублей.

Реструктуризирована задолженность в 1627 миллиардов рублей также трем организациям по платежам, произведенным с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов. Экономический эффект по ним составит 1187 миллиардов рублей. В целом на 1 ноября от реализации норм указа общий экономический эффект достиг 4504 миллиардов рублей.

Облисполкомами определены и официально представлены перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, права и обязанности которых предполагается передать инвесторам. В перечень вошло 146 организаций. Больше всего в Витебской области — 108. Уже определены правопреемники и проводится соответствующая работа в Гомельской, Минской и Могилевской областях. 

— Станислав Брониславович, остановимся на выполнении показателей прогноза развития АПК в 2014 году и задачах на год будущий.

— В организациях Минсельхозпрода планируется выполнение 2 из 4 показателей, определенных постановлением Совета Министров. По рентабельности продаж в промышленности (факт за 9 месяцев — 8,2 процента при задании на год 7,0—7,5 процента) и энергосбережению. 
Определенные сложности — с темпами роста экспорта товаров и соотношения экспорта товаров и объема промышленного производства. Так, по оперативной информации, за январь—октябрь организациями Минсельхозпрода поставлено на экспорт товаров на сумму 2675 миллионов долларов. Это 95,4 процента к уровню соответствующего периода прошлого года. (Речь идет о подведомственных министерству сельхозпредприятиях. А всего выручка Беларуси от экспорта сельхозпродукции в 2014 году ожидается 6,2 миллиарда долларов. — Прим. авт.).

На невыполнение прогнозного показателя существенное влияние оказало сокращение объемов экспорта свинины. Недобрали 57,6 миллиона долларов. Сказалась и девальвация российского рубля. Потенциальный недобор экспорта — 193 миллиона долларов. 

Если говорить о темпах роста производства валовой продукции сельского хозяйства, то в хозяйствах всех категорий он ожидается на уровне 102,5 процента к 2013 году.

В будущем году планируется обеспечить темп роста не ниже 103 процентов. Намечено получить в хозяйствах всех категорий 9,4 миллиона тонн зерна, 5,6 миллиона тонн картофеля, 1,5 миллиона тонн овощей, 5 миллионов тонн сахарной свеклы. Объем реализации мяса, в том числе и птицы, должен составить 1,8 миллиона тонн (111,1 процента); молока — 7,3 миллиона (108,8 процента). Численность крупного рогатого скота увеличится на 1,1 процента, а свиней — на 20,7 процента.

Прирост молока будет обеспечен за счет увеличения средних удоев с 4530 килограммов в текущем году до 4711 в следующем, а также за счет стопроцентного заполнения новых ферм.

— Каковы объемы финансовых средств, которые планируется направить на развитие АПК, и какие новые механизмы оказания господдержки будут введены в практику?

— Проектом Закона о бюджете расходы на поддержку агропромышленного комплекса в 2015 году определены в объеме 15,3 триллиона рублей, или 106,1 процента к оценке 2014 года. На кредитование государственных программ в сфере АПК в соответствии с постановлением Совета Министров планируется направить 28,1 триллиона рублей. 

С учетом международного опыта проектом Закона «О республиканском бюджете на 2015 год» предусмотрено введение в практику новых механизмов оказания поддержки сельхозпроизводителям. Отмечу основные. Это субсидирование деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной (произведенной) и направленной в переработку сельскохозяйственной продукции либо на единицу площади земельного участка, голову скота.

Господдержка будет оказана субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность в районах, признанных неблагоприятными для производства сельхозпродукции. Субсидироваться они будут в повышенном размере.

В стране достаточно успешных сельхозпредприятий и агропромышленных холдингов, которые кормят и нас, и за рубеж продают свой товар. Но есть и такие хозяйства, которые не просто портят общую статистику, а ставят под удар рентабельность всего агропромышленного комплекса. Президент не раз предупреждал: пора отвыкать от «финансовой иглы». Поддержка, без которой АПК пока не обойтись, становится адресной, под конкретные проекты, соответствующие бизнес-планы. Для аграриев созданы все условия, и теперь государство вправе ждать от них конкретной отдачи. Но в первую очередь надо рассчитывать на собственные силы.

— Спасибо, Станислав Брониславович, за содержательное интервью!

gedroiz@sb.by

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter