Оценки поставило время

В советскую эпоху школьная золотая медаль была своеобразным пропуском в вуз...

В советскую эпоху школьная золотая медаль была своеобразным пропуском в вуз. И до 1960 года действительно изготавливалась из чистого золота (сперва 583-й пробы, с 1954 года - 375-й). Заслужить ее могли буквально единицы. Но постепенно их число увеличивалось. Драгметаллы остались лишь в виде напыления, вузы начали принимать золотых медалистов вне конкурса, только если они сдавали на "отлично" профильный экзамен. Потом и эту привилегию отменили: нередко их знания оказывались липовыми... В этом году 1.800 выпускникам вручены золотые медали. Министр образования Сергей Маскевич отмечает, что из года в год число медалистов сохраняется примерно одинаковым - 2 - 3 процента от общего количества выпуска. Интерес к медалям особенно не подогревается, ведь каких-то особых льгот они не дают. Согласно правилам приема в вузы в списке преимуществ на зачисление при равном общем количестве баллов медали идут на предпоследнем, 15-м месте! О цене школьного "золота" в разные десятилетия мы решили расспросить самих медалистов.


1945 год. Первый золотой медалист в истории Беларуси, выпускник СШ № 42 Минска Георгий СИДОРЕНКО, академик НАН:


- В феврале 1945 года я вернулся в Минск из госпиталя, куда попал с фронта после тяжелого ранения. Пришел в школу с перевязанными руками с просьбой принять меня в 10-й класс. Это был первый год, когда ввели экзамены на аттестат зрелости и золотые медали. И чтобы не портить статистику, мне сказали: "Вы можете приходить на уроки, но мы вас не будем вносить в списки учащихся". А уже через две недели я выступал по радио как претендент на первую в Беларуси золотую медаль. Помню, на итоговых экзаменах писал сочинение по горьковской "Песне о буревестнике". А по математике было уравнение с двумя неизвестными. И у меня в решении выходило, что оба эти неизвестные - одинаковые. Мой ответ оказался единственным правильным. На вручение аттестатов зрелости приехали кино-, фотокорреспонденты. И на фото, где мне вручают медаль, во втором ряду - девятиклассники, а среди них будущий нобелевский лауреат Жора Алферов. Кстати, все думали, что я буду поступать в РТИ, ведь с 6-го класса увлекался электроникой, а я еще в госпитале, когда во время перевязки увидел свои легкие, сердце (разрывные пули попали в шею, грудь, плечо, врачи меня уже за жильца не считали), решил, что пойду в мединститут... К слову, лет через 10 меня обокрали: унесли из дому бутылку коньяка и мою золотую медаль. Вора нашли, но медаль к тому времени он уже продал цыганам. Впрочем, с тех пор я был удостоен еще 30 медалей и орденов, в том числе золотой именной медали Евгения Чазова, с которым в свое время мы создавали кардиологическую службу в Советском Союзе.


1955 год. Золотой медалист СШ № 29 Витебска Анатолий МИХАЙЛОВ, академик НАН, заведующий кафедрой лучевой диагностики БелМАПО, международный эксперт в области диагностической радиологии:


- Трудно досталась? Конечно. Это тяжелые послевоенные годы. Мама после концлагеря осталась инвалидом, одна с двумя детьми. Чтобы ей помочь, я уже с 7-го класса работал и столяром, и плотником, даже получил пятый разряд землекопа. А тогда за учебу в старших классах нужно было платить, немного, но... Хотел даже уйти из школы. Учителя не разрешили: "Толя, тебе легко даются предметы, учись дальше, мы будем помогать". И болели за меня, собирали деньги, платили за мое обучение. Я просто обязан был учиться на "отлично" и старался оправдать их доверие! Потом, где бы я ни учился, ни работал, всегда стремился поддерживать марку первой школьной медали. Хотя судьба складывалась не без трудностей. После школы по рекомендации Совета Министров и ЦК Компартии поехал поступать в МГИМО. Но не прошел мандатную комиссию, потому что был с семьей на оккупированной территории и в концлагере. Тогда решил поступать на физфак в МГУ к знаменитому Ландау, который сделал теоретический расчет для атомной бомбы. Это было модно - учиться у Ландау. Но из-за того, что не было денег даже на билет в Москву, да и маму не хотел одну оставлять, в последний момент отказался. Сосед тогда сказал: "Ну что ты мечешься, давай документы, отнесу в Витебский мединститут, получишь профессию не хуже Ландау, медик везде нужен". В итоге связал себя с медицинской физикой. Самое удивительное, что витебская школа по ул. Чапаева, которую я оканчивал, была вспомогательной.


1966 год. Игорь КОТЛЯРОВ, золотой медалист Яновичской средней школы, директор Института социологии НАН (кстати, занявшего 1-е место на доске Почета НАН за достижение наилучших результатов в научной и инновационной деятельности в 2011 году):


- Мои родители - сельские учителя. А в то время в деревне пан доктор и пан наставник были главными людьми! Разговоров о медали у нас не велось, но то, что я должен хорошо учиться, было понятно и без слов. Вообще, у нас в классе была здоровая конкуренция. Все хотели быть первыми. Я был горд тем, что получил золотую медаль. К слову, в 1966-м было одновременно два выпуска - 10-х и 11-х классов. В СССР переходили на 10-летнее среднее образование. В Витебский технологический институт, который тогда второй год как открылся, конкурс был 30 человек на место. Я тогда еще на олимпиаде по физике взял диплом 3-й степени, и меня звали в БГУ на "Ядерную физику". Но отказался. Благодаря медали поступил в родной технологический на самую престижную специальность "Технология машиностроения", сдав на "отлично" профильный экзамен. Окончил с красным дипломом. Правда, инженером работал недолго... Кстати, мои политические оппоненты говорили, что у меня энциклопедические знания. Это все - со школы. Сейчас медаль заработать, на мой взгляд, труднее. Все же "пятерку" получить было хоть и сложно, но реально. А 9 - 10? Я сам преподаю и такие оценки практически никому не ставлю.


1975 год. Галина ЗАЙЦЕВА (Стреха), первая золотая медалистка СШ № 6 Мозыря, директор Мозырского государственного политехнического колледжа:


- Я была в школе первой и единственной в тот год медалисткой. Просто в какой-то момент решила, что могу претендовать на медаль, и шла к своей цели. В то время золотые медалисты были универсалами, с отличными знаниями по всем предметам. О склонностях к той или иной науке начинали задумываться лишь на этапе выбора специальности. Учителя математики и физики устраивали литературные вечера. Благодаря им я полюбила Асадова, Евтушенко. Кстати, сидела за последней партой, потому что до 8-го класса была самой высокой в классе. Давала всем списывать, не без этого, у нас вообще был очень дружный класс. И мои успехи в учебе не мешали общению со сверстниками. Наоборот, я была еще и секретарем комсомольской организации в школе. В Смоленский пединститут поехала поступать на физфак. Хотела быть чистым физиком, педагогом, с людьми общаться. После окончания института вернулась в родную школу учителем физики.


1986 год. Золотая медалистка СШ № 51 Минска Анна ОСТРОВСКАЯ, директор СШ № 180 Минска:


- Я каждый школьный год заканчивала с похвальным листом. Поэтому золотая медаль стала лишь логичным результатом моих трудов. После 10-го класса мы сдавали 8 (!) обязательных экзаменов (контрольная по алгебре, геометрия устно, сочинение, литература устно, физика, химия, история, иностранный язык). Причем письменные работы медалистов - сочинение и алгебру - проверяли несколько комиссий, и школьная, и районная. Помню, очень долго ждали этого подтверждения оценок. К слову, моему однокласснику-отличнику медаль в итоге не дали, но он и без нее поступил в Московский мединститут. Для поступления в вуз нужна вовсе не медаль, а крепкие знания. А я поступала в Минский пединститут им. Горького. Тогда на факультет начального образования конкурс был 4 медалиста на место. Поэтому в группе у нас фактически одни отличники оказались. На 4-м курсе пришла в свою школу учительницей начальных классов. Ни разу не пожалела о своем выборе. Это моя стезя.


1991 год. Первый золотой медалист Лицея БГУ Сергей КОЛТОВИЧ, глава "ТNК-ВР Авиа":


- На самые высокие результаты я себя сам всегда нацеливал. У нас золотой медали были удостоены лишь два или три выпускника из более 200. В том числе я. При том, что зачислен был в лицей последним. Мне не хватало буквально полбалла для поступления, из-за чего очень возмущалась моя мама и даже пошла к директору, считая, что меня недооценили на устном экзамене по математике. Видимо, мама была очень убедительна, потому что в итоге при наборе 40 человек меня взяли 41-м. И в первый же месяц я показал, что знаю математику, да и не только ее, лучше многих. Сдав на "отлично" выпускные, автоматически поступил на факультет прикладной математики и информатики БГУ (тогда выпускные экзамены в нашем лицее были совмещены со вступительными в БГУ). После 3-го курса уехал учиться в США. Выиграл место в программе обмена с американскими университетами. Два года проучился в университете Бейлора в Техасе, затем окончил аспирантуру в Джорджтаунском университете в Вашингтоне... А дальше начался мой карьерный взлет в разных российских серьезных авиакомпаниях. 7 лет был директором департамента "Аэрофлота", занимался приобретением и вводом новых самолетов. С гордостью говорю: "Летайте самолетами "Аэрофлота". Сейчас возглавляю производственную единицу в одной из крупнейших нефтяных компаний TNK-BP, отвечаю за продажу и поставки авиационного топлива. Так что золотая медаль стала первой взлетной полосой.


2000 год. Екатерина ЛАЗАРЕВИЧ, золотая медалистка СШ № 127 Минска, директор IT-компании VolcanoSoft:


- Я не была заносчивой отличницей. Меня даже учителя на контрольных работах в лаборантскую отправляли, чтобы у меня никто не списывал, потому что я за урок могла решить все 6 вариантов. У нас была строгая школа. И пару отличников получили на выпускных "четверки". Причем даже не по письменным работам, которые проверяли во всех инстанциях, а на устных экзаменах по английскому или истории, которые сдавали собственным учителям... Физику при поступлении на стоматологический факультет медуниверситета я сдала на "четверку", тем самым потеряв преимущества золотой медалистки. Поэтому перебросила документы на факультет компьютерных систем и сетей в БГУИР. На тот момент программирование уже было достаточно перспективным направлением. А у меня интересы разносторонние, поэтому нашла себя и в компьютерах. Два года назад создала свою компанию вместе с мужем, кстати, тоже золотым медалистом. Медаль - это своего рода мотивация на результат. И если ты его добиваешься, это стимул и дальше ставить цель и достигать ее.


2012 год. Екатерина КУСОК, золотая медалистка Лицея БГУ, победительница республиканской олимпиады по математике:


- Школьная золотая медаль мне никаких преимуществ, кроме морального удовлетворения, не дает. Но заслужить ее было даже тяжелее, чем победить на республиканской олимпиаде. Из-за сборов, тренировок приходилось пропускать учебу, а потом все наверстывать. Иногда было очень сложно собраться, заставить себя сесть за учебники. В итоге, когда участвовала в турнире юных математиков, получила за четверть 8 по белорусской литературе, а потом и по немецкому языку. Нужно было исправлять... А поскольку жила в общежитии лицея (я гомельчанка), если что-то тяжело давалось, всегда можно было обратиться к нашим лицеистам-химикам, у филологов сочинение проверить. Так и выручали друг друга. Расслабиться я смогла только после выпускных экзаменов. Это были фактически мои главные испытания. Потому что в Лицей БГУ я тоже поступала без экзаменов, завоевав девятиклассницей диплом 3-й степени на республиканской олимпиаде по математике. И студенткой БГУ я стану опять же как победительница олимпиады.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter