8 декабря в Большом театре состоится премьера новой версии балета Валентина Елизарьева “Сотворение мира”

Отряхнемся от старого мира

С середины ноября Большой театр с упоением работает над новой постановкой. Уже завтра — 8 декабря — балет «Сотворение мира» Валентина Елизарьева будет представлен публике. Четыре года назад знаменитый спектакль выпал из афиши, но с возращением Валентина Николаевича в Большой в качестве художественного руководителя оживают и его легендарные детища.

Валентин Елизарьев до сих пор внушает артистам священный трепет. Фото с репетиции.

Не бойтесь, это я

Попытайтесь представить себе 26-летнего дерзкого парня-балетмейстера, который в 1970-х приехал из Ленинградской консерватории в Большой театр в Минске с одной-единственной целью — завоевать мир. Как это сделать? Надо поставить нечто неслыханное, даже провокационное, то, чего раньше никогда не было на советской балетной сцене. Удачно стартанув с балетом «Кармен-сюита», Елизарьев сразу затевает божественное «Сотворение мира». Сейчас нам это сложно представить, но во времена лютого атеизма для того, чтобы выводить на сцену библейских персонажей: Бога, Дьявола, Адама, Еву — и через них говорить с публикой о вечных ценностях, нужна была определенная доля мужества, которого, к счастью, у молодых амбициозных постановщиков всегда в достатке.

Самый юный в Союзе хореограф Елизарьев собирает вокруг себя блестящую команду смелых художников, и каких! Специально для минской постановки композитор Андрей Петров дописывает новые партии. Ведь изначально музыку к «Сотворению мира» он сочинял, опираясь на рисунки французского художника Жана Эффеля, у которого библейская история Адама и Евы рассказана в юмористическом ключе. В оригинале это трехактный балет. Но Елизарьев предлагает композитору новую редакцию, не юмористическую, а серьезную: «Раскрыть эту тему глобально, придав ей вселенский характер. Осмелиться и рассказать о человечестве в целом, о том, что его может ожидать в будущем!»


Служители ада в новой версии выйдут на сцену в «терминаторских» доспехах.

Петров загорелся таким космическим прочтением и взялся за работу. В соавторы Елизарьев приглашает также модного в ту пору украинского художника Евгения Лысика, который мыслит конструктивистски: он обнажает сцену, сдирает с нее устаревшие кулисы, раздвигает пространство, наполняя его фантастическими сферами и полусферами. Параллельно изучает Библию, «Божественную комедию» Данте, космические полотна литовца Чюрлениса и образы «Страшного суда» Микеланджело и пишет в качестве основной декорации такое полотно — 400 квадратных метров, один раз взглянув на которое, немедленно задумаешься о вечном. Истосковавшиеся по перспективной работе минские танцовщики (а до Елизарьева обстановка в театре была скучной) к затеям нового балетмейстера относятся с энтузиазмом и сложную хореографию осваивают с утра до ночи. Молодые солисты Людмила Бржозовская, Юрий Троян, Виктор Саркисьян, Владимир Иванов подпадают под обаяние нового лидера, становятся его единомышленниками и смело, как Христовы апостолы, пускаются за ним в любую творческую пучину. «Ободритесь, это я, не бойтесь», — словно бы наставляет своих артистов Елизарьев.

Дьявол (Такатоши Мачияма) разлучает Еву (Людмила Хитрова) и Адама (Олег Еромкин).

И после премьеры в 1976 году спектакль «Сотворение мира» становится для белорусского балета пропуском в большой мир искусства. Театр гастролирует по странам ближнего и дальнего зарубежья. Адажио Адама и Евы входит во все танцевальные энциклопедии, по декорациям Лысика пишутся диссертации. Андрей Петров называет минский спектакль самым удачным из всех, что на тот момент существовали в Советском Союзе и за рубежом. На гастролях в Польше кардинал Кароль Войтыла, которого весь мир позже узнал как Папу Римского, жмет Елизарьеву руку со словами: «Спасибо вам за Бога».

Духи от Дзеффирелли

Одна из первых исполнительниц партии Евы, а ныне педагог-репетитор народная артистка Беларуси Людмила Бржозовская называет балет «Сотворение мира» гениальным:

— Тогда, в 1970-х, этот спектакль считался новаторским, а сегодня стал классикой, без него невозможно представить нашу афишу — такого балета нет ни в одном театре мира, и прекрасно, что Валентин Николаевич решил его возобновить. Вы знаете, этот балет всегда был очень любим зрителями, профессиональными танцовщиками в том числе. В какую бы страну мира мы ни приехали с Юрием Трояном, нас везде просили исполнить адажио Адама и Евы.

В первом составе блистали: Ева — Людмила Бржозовская, Адам — Юрий Троян, Дьявол — Виктор Саркисьян.

 Помню, в начале 1980-х нас отправили на кинофестиваль в Италию участвовать в церемонии закрытия. Концерт вела Джульетта Мазина, супруга Федерико Феллини, и на сцену за наградами поднимались все звезды европейского кино. После нашего выступления режиссер Франко Дзеффирелли поздравил нас с Юрой и подарил мне и Трояну духи. Какие — не помню. Но они долго у меня потом стояли в память об этом удивительном вечере. Даже когда из них весь дух ушел, не могла выбросить флакончик. Понимаю, это сейчас смешно звучит.

Сейчас весь театр на подъеме, готовимся к премьере. Меня радует, что очень много молодых ведущих солистов хотят танцевать этот спектакль — Людмила Уланцева, Егор Азаркевич, Яна Штангей, Иван Савенков. Я вижу в них современное прочтение главных партий, они становятся другими. Да и хореографию Валентин Елизарьев усложнил, особенно мужские танцы. На мой взгляд, безупречная Ева — это Ирина Еромкина, в ней есть все: и комедийные нюансы, и трагические. Она настолько прекрасная актриса!.. Да что говорить, солисты отдают все свои силы этой премьере.


Горят на сцене!..

Дирижер Вячеслав Чернухо-Волич с удовольствием наблюдает за творческим горением солистов балета:

– Мне посчастливилось не первый раз работать с Валентином Николаевичем, и могу сказать, что такой же невероятный небывалый подъем был у артистов год назад, когда мы готовили “Ромео и Джульетту”. Было заметно, с каким чувством работали над спектаклем артисты, такое ощущение, что люди в первый и последний раз имели возможность показать все свои способности и выкладывались на сцене на 200 процентов. Вот такое же отношение я наблюдаю и сегодня. Мне есть с чем сравнивать: работаю с балетами Московского театра Немировича-Данченко и Одесским театром оперы и балета, где я теперь главный дирижер. Сравнение в пользу белорусского балета, артисты сейчас репетируют с упоением. Конечно, им есть куда расти, в этом спектакле каждый солист имеет возможность раскрыться, проявить свою индивидуальность. В музыке Петрова к балету “Сотворение мира” заложено много высоких мыслей, настоящей философии и внутреннего стремления к совершенству, все это мы и попытаемся раскрыть с оркестром профессионально и ответственно.

Лысик, Петров, Елизарьев творят историю балета, 1976 г.

С неменьшим воодушевлением готовятся к завтрашней премьере балетоманы. От Большого театра всегда ждут откровений, смелых и современных постановок, которые будут говорить со зрителем на одном языке о том, что его волнует.     

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

— Современного человека всегда будет волновать библейская тема, затронутая в спектакле, — уверен Валентин Елизарьев. — Бог создал человечество, а уже оно, в свою очередь, создает современный мир, в котором должна жить надежда и существовать гармония. Делаю новую авторскую редакцию балета, потому что понимаю: поставить спектакль в том виде, в котором он существовал десятилетия, мне неинтересно. Да и в театре сменились поколения артистов, вот от их индивидуальностей и творческих возможностей и буду отталкиваться, чтобы глубже раскрыть тему человека и человечества в целом. Вернуться к этой работе мне невероятно интересно...


Фото Виктора ДРАЧЕВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter