В Минске молодежь реконструировала партизанский парад 1944 года

Отряд выходит на парад

Колонна парней с оружием и в разномастной одежде – цветных рубахах, пиджаках, подпоясанных солдатскими ремнями, в военной форме – двигается по улице Комсомольской. Навстречу бегут девчонки с букетами полевых цветов, вручают их партизанам и присоединяются к шествию. Возглавляют церемонию всадники. Среди марширующих семенит козел по кличке Малыш с немецким крестом на шее.


Руководитель культурно-ис­то­рического фонда памяти Первой мировой войны «Кроки» Андрей Оралин, спешившись с лошади, заверяет:

– Именно все так и было. 16 июля 1944 года в Минске по случаю освобождения города от фашистских оккупантов прошел партизанский парад. И место – почти то же. До войны неподалеку отсюда, в излучине реки Свислочь, был ипподром. И козел шел в колонне. Матерый, с большими рогами. Правда, историки до сих пор спорят, был ли на нем немецкий крест или нет.

На всякий случай на козленка крест повесили. И животное, ставшее символом партизанского парада, тоже получило порцию восторженных взглядов участников и зрителей проекта «Летом 44-го...». Вместе с реконструк­торами восстановить историческое событие взялись школьники и студенты, молодые работники предприятий и активисты БРСМ.

На несколько часов Комсомольская превратилась в партизанский лагерь. Штаб, время отдыха. Молодой сотрудник «Амкодор-Белвар» Михаил Корж, поправляя солдатский ремень, признается:

– Месяц назад снял берцы. Так что для меня этот парад – возможность еще раз окунуться в армейскую атмосферу.

В полевом госпитале не до отдыха. После боя нужно осмотреть раненых бойцов, перевязать. В самых сложных случаях потребуется операция.

Студенты медицинского университета Алексей Плакса и Наталья Решетило считают, что врачи, которым приходилось работать в войну в экстремальных условиях, совершали настоящий подвиг.


Алексей рассказывает, что реконструкцией не увлекается, но всячески этому делу сочувствует:

– Порядок оказания помощи раненым изучаем в вузе независимо от специальности. Каждый врач должен уметь это делать в полевых условиях. Да и историей интересуюсь. Оба моих прадеда воевали, правда, не в партизанах, а в регулярной армии.

Чуть поодаль что-то горячо обсуждают вернувшиеся с задания летчики. Это работники музыкального театра. А самолет, в котором так и норовит сфотографироваться ребятня, – реквизит из знаменитого спектакля «Небесный тихоход». Декоратор Павел Артемов, так же как и его друзья, похоже, неплохо вжился в роль. Кажется, еще немного – и затянет: «Первым делом, первым делом самолеты…» Настоящий артист!

Под баян парни в военной форме и девчата в нарядах а-ля 1940-е кру­жатся в вальсе. Где-то тихонько звучит гитара. С полевой кухни потянулся запах солдатской каши – самое время подкрепиться.

Антуража празднику добавил проливной дождь. Но разве может непогода испугать партизан? Пусть и ненастоящих, измученных голодом, холодом и противостоянием с врагом, а тех, кто примерил наряд народного мстителя всего на несколько часов. Маленькая трудность – хорошая возможность отдать дань уважения подвигу дедов и прадедов, которые провели в лесных землянках не один день.

СКАЗАНО

Сергей Клишевич, первый секретарь Минского городского комитета БРСМ:

– Мы постарались не просто сделать реконструкцию, максимально приблизив ее к реальным событиям, но и дать возможность молодежи прикоснуться к важному историческому моменту, побыть в роли освободителей, партизан, почувствовать атмосферу победы, которая царила на улицах Минска в 1944 году.

uradova@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter