Отрицательные заряды

Лишь четверть рынка пиротехники приходится на легальных продавцов

Лишь четверть белорусского рынка пиротехники приходится на долю легальных продавцов

Около 30 человек пострадали от пиротехники в эти новогодние праздники. В большинстве случаев веселье было омрачено из-за банального баловства, несоблюдения техники безопасности, но не редки примеры, когда сбой дает откровенно некачественная пиротехника, купленная из-под полы. Именно такие ракеты летят по непредсказуемой траектории, а салюты взрываются раньше или позже времени и, как назло, в самый неподходящий момент.

Казалось бы, за последние годы в стране сделано немало, чтобы навести порядок в сфере торговли пиротехникой. Под запрет попали петарды, которые запускаются с рук. Торговать «взрывчатыми веществами» могут только специализированные магазины. Тем не менее любители потешных огней продолжают получать увечья, а нелегальным продавцам зарядов сомнительного качества по-прежнему не писаны законы.

Своим собственным видением нынешней ситуации на рынке пиротехнических изделий с «Р» поделился Евгений Мишуков, учредитель ОДО «Имагнис», одной из крупнейших фирм по продаже и организации фейерверков.

– В основном салюты и фейерверки попадают в Беларусь из Китая, – говорит Евгений Николаевич. — По нашим данным, объем реализуемой в республике пиротехники составляет примерно 70—100 морских сорокафутовых контейнеров в год. Содержимое 20—25 контейнеров распространяется через специализированные магазины, остальное попадает на черный рынок.

Черная пиротехника – это та, которую нам как бы невзначай предлагают на рынке, на парковке гипермаркета, за углом магазина. У нелегалов есть свои проверенные точки сбыта. Самые крупные в Минске — это рынки Ждановичи и «Экспобел». Разгуливающие в толпе парни монотонно твердят: «Салюты, петарды, фейерверки…» В данном случае покупателям не приходится рассчитывать ни на инструкцию на русском языке, ни на какие-либо гарантии (что всегда есть в наличии в специализированных магазинах). То есть, если ракета не взорвется или, что самое страшное, кого-нибудь покалечит, то предъявить претензии будет некому. Именно на черном рынке всплывают петарды, которые зажигаются, подобно спичке и официально запрещены в Беларуси из-за своей опасности. Из-под полы могут продать что угодно: просроченную и отсыревшую пиротехнику, а также заряды, которые соответствуют четвертому и пятому классам опасности. А их уже никак нельзя причислить к бытовым.

Наглядно иллюстрируют масштабы теневой торговли пиротехникой сводки милиции. В один из предновогодних дней на рынке в Ждановичах задержали троих нелегальных продавцов, при которых обнаружено 13 тысяч петард и фейерверков. А всего по городу за новогодние праздники изъято почти 125 тысяч единиц пиротехники. В целом же по стране эта цифра может приближаться к миллиону штук!

Задерживают пиротехнику и на границе. Ее наравне с алкоголем и ширпотребом везут в схронах в легковых автомобилях, грузовиках, тащат на санях в обход пунктов пропуска. Естественно, товар, за который не уплачены пошлины, продается по более низкой цене, нежели в официальной торговле.

— На мой взгляд, бороться с нелегальными торговцами при помощи одних только штрафов и иных административных мер пока неэффективно, — излагает свою позицию Евгений Мишуков. – Суммы штрафов не идут ни в какое сравнение с доходами, поэтому недобросовестные продавцы появляются на рынках снова и снова. Повлиять на ситуацию можно, например, снизив ввозные пошлины на пиротехнику для легальных игроков рынка (в соседней Польше, для сравнения, эта пошлина составляет 6 процентов, а у нас – 20). Это позволило бы нам снизить цены, и черный рынок не выдержал бы конкуренции, избавив покупателей в том числе и от некачественной продукции. Рано или поздно этот бизнес должен целиком перейти в цивилизованное русло, как это случилось в свое время с обменом валют.

За последние годы официальные продавцы пиротехники добились немалого. Им разрешили работать круглый год, а не только в декабре. С их подачи появились единые правила торговли пиротехническими изделиями. Однако, по мнению специалистов, правовое поле еще нуждается в совершенствовании, в том числе методика оценки пиротехники. К примеру, в Европе при определении класса фейерверка исходят из количества пороха, в то время как у нас смотрят на время горения. Меньше минуты – пиротехника бытового назначения, больше – спецкласс. По этой системе в Беларуси запрещены даже бенгальские огни, горящие больше одной минуты. Есть масса и других нестыковок и противоречий. Устранить их помог бы диалог, который немыслим без участия МЧС, МВД, Минторга и других заинтересованных ведомств.

Вместе с тем прошедшие праздники в который раз показали: впору не только шлифовать нормативную базу, но и развивать культуру обращения с пиротехникой. Тем более что сегодня огненные шоу становятся неотъемлемой частью корпоративных праздников и свадеб (где, по логике, допуск к пиротехнике должны иметь только квалифицированные специалисты). Поджигатели фитилей должны не только соблюдать меры предосторожности, но и уважать чужой покой. Беспорядочная ночная пальба за окном порядком надоела и ничего, кроме раздражения, не вызывает. Сегодня за взрыв петарды в общественном месте налагается штраф, но много ли хулиганов получают по заслугам?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter