Отрицательная арифметика

Пять лет назад для жилищной застройки белорусского села начали выдавать льготные банковские кредиты - на 40 лет под 5 процентов годовых.
Пять лет назад для жилищной застройки белорусского села начали выдавать льготные банковские кредиты - на 40 лет под 5 процентов годовых. Как таким щедрым подарком - почти бесплатным жильем - распорядились на местах? К сожалению, не всегда лучшим образом.

...Деревню Янки Докшицкого района бесперспективной не назовешь. Расположена она очень удобно - в трех километрах от райцентра. И, по словам местного прораба Михаила Казака, за последние 14 лет в этой центральной усадьбе и других деревнях бывшего колхоза имени Суворова, а теперь сельскохозяйственного кооператива, построено 52 дома со всеми удобствами. Целый благоустроенный поселок! Колхоз брал льготные кредиты, вкладывал в жилье и собственную прибыль. Даже котельную возвели - баловали в свое время людей центральным отоплением.

Время разделило деревню на две части. В старой доживают пенсионеры. Между их домов стоят бесхозные бревенчатые хаты с заколоченными окнами, поваленными заборами, а то и следами пожаров. А параллельно - стройный ряд благоустроенных коттеджей, новая школа, магазин не хуже городского. Прознав, что Янки активно строятся, сюда потянулись люди из отдаленных деревень района, из других областей. И если, скажем, в городе есть четкие критерии выделения жилья, то в хозяйстве все решают председатель и правление. 50 семей были осчастливлены бесплатным жильем. Кроме одной.

В старой части деревни, в однокомнатном доме собственной постройки на 30-квадратных метрах без водопровода, парового отопления и канализации живет многодетная семья - муж, жена и 5 сыновей. Хозяин, Василий Кеда, в Янках родился, как, впрочем, и все его дети. Трое мальчиков - еще школьники. На всех один стол. Кроме кроватей и шкафов с одеждой, в комнате, где ютится семья, ничего не помещается.

- Но как, построив 50 с лишним коттеджей, можно было обойти многодетную семью простого животновода? - недоуменно спрашиваю у председателя СКП "Суворовский" Франца Войнича. - Может, он запойно пьет или прогуливает?

- Да нет. Побольше бы таких работников, - отвечает Франц Станиславович. - А насчет жилья он написал заявление только в 2002 году. И теперь третий на очереди.

По словам Терезы Кеда (она домохозяйка, чтобы прокормить большую семью, содержит 3 коровы, несколько свиней и огород), в хозяйстве уже сменился третий руководитель. С первым муж почему-то повздорил, и тот пообещал, что в его бытность благоустроенного дома Василию не видать. При втором коттеджи не строили, а как распорядится тремя возводимыми нынче очередной председатель, пока никто не знает. Но, как говорят в деревне, первый дом уже обещан доярке, у которой всего один ребенок...

Намучившись в тесноте и обиде, детей своих семья Кеда мечтала отправить в город. Старший недавно устроился работать в Докшицкий коммунхоз. Его 18-летний брат Сергей имеет диплом слесаря-тракториста-шофера. Он, может, и не против поработать в хозяйстве. Но дела ему предложить не смогли. В СКП "Суворовский" - сокращения. Уволили заместителя председателя, бригадира, двух кладовщиц и техничку. Как объяснил Франц Войнич, на 120 работников в кооперативе было 25 специалистов. Это слишком много. А вообще, с начала 90-х годов численность работающих в "Суворовском" уменьшилась вдвое. Как, впрочем, и все экономические показатели. Удои на корову здесь составляют 3 - 4 литра молока в день, телята прибавляют в весе по 300 граммов в сутки, зерна собирают по 20 центнеров с гектара. За 9 месяцев бухгалтерия сельхозкооператива насчитала 130 миллионов рублей убытков.

Между тем на территории хозяйства живет в общей сложности около 400 еще вполне трудоспособных людей. Многие - в коттеджах, возведенных специально для их привлечения в село. 37 домов из 52 уже выкуплены. Правление продавало их колхозникам за полцены и без индексации. Последний из реализованных таким образом почти новый дом оценен в 500 тысяч рублей. Хотя за новую усадьбу нынче заплачено около 70 миллионов... бюджетных рублей - своих денег у хозяйства нет. Огромные средства, свои и заемные, вложенные в строительство жилья, не принесли колхозу благополучия. "Уж лучше бы на них тракторы купили", - резюмирует Василий Кеда.

В нынешнем году в Докшицком районе построено всего 18 домов, а с льготными кредитами - 4. С 1997 года это самый низкий показатель. А в очереди на жилье - около 80 крестьян. По словам заместителя председателя райисполкома Виктора Жавнерко, у хозяйств нет денег, чтобы платить проценты по уже открытым кредитным линиям, и банки отказываются открывать новые. Строить усадьбы по 35 тысяч долларов баснословно дорого. Но если бы только в этом была проблема. Из 29 тысяч сельского населения района лишь около 5 тысяч заняты аграрным производством. При желании свободные рабочие руки найдутся практически в любом хозяйстве, но люди предпочитают ездить на работу в райцентр, в Минск и даже в Ханты-Мансийск - туда, где платят хорошие деньги. В большинстве местных сельхозкооперативов платят в эквиваленте не больше 50 долларов, да еще с задержками. Спрашивается, кого поощряют в Докшицком районе, предоставляя бесплатное жилье?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter