Леонид Мальцев: Сегодня основное внимание приковано к белорусско–украинской границе

Отразим любую угрозу

Интервью с председателем пограничного комитета генерал–полковником Леонидом Мальцевым
Спецвыпуск «Граница» — тот самый источник, из которого читатели «СБ» смогут получать наиболее актуальную информацию о проведении государственной пограничной политики и обеспечении пограничной безопасности страны. Причем обо всем происходящем на рубежах Беларуси они будут узнавать из первых уст. Пример тому — сегодняшняя беседа с председателем Государственного пограничного комитета генерал–полковником Леонидом МАЛЬЦЕВЫМ.


— Леонид Семенович, в чем предназначение современной границы?

— Это кордон для таких глобальных проблем, как незаконная миграция, международный терроризм, наркотрафик, торговля людьми, контрабанда оружия, ядерных материалов. С учетом этих бед, которые ставят под угрозу стабильность не только в отдельных странах, но и в целых регионах, надежность границ во всем мире приобретает очень большую значимость.

— Какова сейчас ситуация, например, с нелегальной миграцией?

— Беларусь сработала на упреждение, определив верные подходы в вопросах пограничной безопасности. И если в 90–х годах до линии границы добирались десятки тысяч незаконных мигрантов, то сегодня это удается всего лишь нескольким сотням нарушителей. Но они — лишь вершина миграционного айсберга. Ежегодно в глубинных районах страны пограничниками и милицией выявляются десятки тысяч иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство нашей страны. Такие нарушители во всем мире признаются потенциальными незаконными мигрантами. Выявляя их на ранней стадии, мы не только сдерживаем рост незаконной миграции через наши границы, но и не даем перерасти этим рискам в серьезные угрозы пограничной безопасности как для Беларуси, так и для наших европейских соседей.

— Как соседи оценивают эту услугу?

— Европейские партнеры прекрасно все видят и понимают. Недавняя посол Евросоюза госпожа Майра Мора дала высокие оценки нашей совместной работе и белорусской пограничной службе в целом. По ее словам, наша граница — самая надежная в Европе. А вы прекрасно понимаете, что посол выражает не свое личное суждение, но мнение той стороны, которую представляет. Европарламентарии также признают высокий уровень совместной работы белорусских и прибалтийских (особенно латвийских) пограничников, заявляя о том, что если бы аналогичная работа велась на южных границах ЕС, то нынешнего миграционного кризиса могло бы и не быть.

— Несколько лет назад шли разговоры о либерализации пограничного законодательства...

— К сожалению, современная обстановка вокруг Беларуси не позволяет этого сделать. В нынешних условиях законы, наоборот, должны быть жестче, поэтому мы вынуждены были увеличивать пределы пограничной зоны, вводить некоторые ограничения в приграничных районах. Это сделано для того, чтобы контрабандисты и прочие нарушители не могли совершать криминальные маневры вблизи границы. Она стала правоохранительным кордоном, который не будет помехой для законопослушных граждан, но вот разного рода дельцам жизнь попортит. Теперь уже не получится изобразить простака в пограничной зоне, оставив машину с пятью коробами сигарет да еще с ухмылками в стиле «выехали подышать свежим воздухом и покурить».

— Кстати, насколько активны сегодня контрабандисты? На каких направлениях их особенно много?

— Везде хватает. Основные контрабандные потоки сегодня формируются на направлении стран Балтии — сигареты, наркотики, спиртное, промышленные товары. На польском направлении — сигареты, топливо, наркотики, бытовая техника. На участке Украины — промышленные товары, продовольствие, наркотики, оружие. Контрабанда и любой другой криминал, конечно же, пытается получить сверхприбыль через границу. Причем именно эта жажда сверхприбыли толкает на дерзкие шаги. Были примеры применения оружия. И в последнее время это уже не единичные случаи. На прибалтийском участке оружие приходилось применять в отношении пособников организации незаконной миграции, на украинском участке — в отношении контрабандистов и браконьеров, которые охотились на нашей территории, перегоняли лошадей. Недавний случай — применение оружия в отношении контрабандистов сигарет нашими литовскими коллегами. На этом фоне даже министр внутренних дел Литвы заявил, что на границе уже идут настоящие боевые действия.

— Как белорусская погранслужба реагирует на эти и другие трансграничные проблемы?

— Организаторы каналов незаконной миграции, контрабандисты и прочие криминальные трафикеры — не простаки, они хитрые, ушлые, наглые и жадные, ищут лазейки в законодательстве и в самой границе. И мы обязаны их опережать, быть умнее их. Поэтому мы постоянно внедряем новые способы охраны границы, новые технические средства, интегрированные системы охраны, различные датчики, системы видеонаблюдения, применяем беспилотную авиацию, катера, не отказываемся от использования вертолетов, активно внедряем отечественные разработки. В этом вопросе активно взаимодействуем с Государственным военно–промышленным комитетом, ведь отечественные разработки лучше всего применимы на белорусских рубежах. Лучшее тому подтверждение — новые белорусские «Волаты», аналоги советской ГАЗ–66, только более современные, более проходимые, которые заменяют на границе устаревшие образцы. В этом ряду и белорусские БПЛА.

— На каком участке границы обстановку можно назвать самой напряженной?

— Сегодня основное внимание приковано к белорусско–украинской границе. Оттуда прогнозируемых рисков, вызовов и угроз пока больше всего. Руководство Украины прилагает максимум усилий, чтобы вернуть страну в нормальное русло, но пока идут боевые действия, как говорится, не до всего доходят руки. Этим сегодня стремятся воспользоваться криминальные структуры, которые растут как грибы. Идет активный передел криминальных потоков, вплоть до боестолкновений. Трафик нелегального оружия, перекидывания криминальных интересов на нашу сторону, устремления оказавшихся не у дел «солдат удачи», скрывающиеся от уголовного преследования преступники, — все это реальные опасности, с которыми мы можем столкнуться, если не будем готовы дать им надежный отпор.

— Как готовятся отражать эти угрозы пограничники?

— По решению Президента мы уже проделали колоссальнейшую работу по оборудованию южного участка границы, теперь там развернуты современные пограничные системы охраны границы. На южный участок переброшены дополнительные силы, созданы новые части и подразделения — Мозырский пограничный отряд, ряд новых пограничных застав, оснащенных современной техникой. И скажу откровенно, есть еще резервы.

В то же время, хочу особо отметить, мы не закрываемся от Украины. Наша страна желает лишь отразить риски, вызовы и угрозы, которые, к сожалению, возникают на этом направлении. Но главное здесь, чтобы на белорусскую землю не пришла никакая зараза криминала, безвластия, бандитизма, экстремизма и разрухи.

— Давайте поговорим о проведении пограничного контроля в пунктах пропуска. Как эта работа выглядит в цифрах?

— Указом Президента на наших границах установлено 83 пункта пропуска, из них сегодня функционирует 72, из них 41 международный (19 автодорожных, 12 железнодорожных, 7 авиационных, 3 речных), а также 6 межгосударственных автодорожных. Есть у нас 25 пунктов упрощенного пропуска (22 автодорожных, 1 пешеходный и 2 речных). За 7 месяцев текущего года мы пропустили через границу более 13 миллионов граждан (свыше 5 миллионов иностранцев), свыше 4 миллионов транспортных средств. Выявили уже почти 27 тысяч лиц с проблемными документами, пресечено почти тысяча случаев незаконного перемещения через границу материальных средств на сумму более 33 миллиардов рублей. Пограничники задержали более 50 килограммов наркотиков, около 40 единиц оружия, почти 3 тысячи штук боеприпасов.

— Люди часто жалуются на приграничные очереди в выходные и праздничные дни. Как вы реагируете на эту проблему? Отчего она возникает?

— Современные объемы пассажирского и транспортного потоков идут, конечно, с колоссальным опережением имеющихся у нас возможностей. Наша граница работает со скоростью пропуска, вы только представьте — один человек в секунду и порядка 15 единиц транспорта в минуту! На некоторых направлениях нагрузка на пункты пропуска превышает их пропускную способность более чем в два раза. Понятно, что в большей степени именно эти технические аспекты являются основными в проблеме очередей. Уверяю вас, они надоели не только вам, но и нам. Но и здесь мы ищем, как переломить ситуацию в пользу граждан.

Например, путем модернизации пунктов пропуска. Но это непростой, дорогостоящий процесс, который к тому же неэффективно проводить только одной стороне — вспомним принцип узкого горлышка в бутылке. Кроме того, мы с коллегами из сопредельных стран работаем над тем, чтобы перевести ряд пунктов упрощенного пропуска в международные, расширить и модернизировать их, чтобы разгрузить основные направления. Но здесь на пути стоят не только финансовые, но и бюрократические барьеры. То есть без длительного согласования в структурах ЕС тут не обойтись.

— Есть ли другой, более предпочтительный вариант?

— И по времени, и по финансам более эффективным представляется путь электронных очередей. Они помогут существенно упорядочить потоки через пункты пропуска. Тем более что задачи внедрения системы электронных очередей и создания сервисных зон перед пунктами пропуска определены в указе Президента. Работа уже идет. Выбраны первоочередные пункты пропуска для нововведения.

— Как работает этот механизм?

— Если кратко, то электронная очередь будет регулировать порядок прибытия транспортных средств на государственную границу. Механизм функционирования очень простой. Гражданин заходит на интернет–портал Госпогранкомитета, находит раздел «Электронная очередь» и бронирует себе время въезда в тот или иной пункт пропуска. Затем в указанное время прибывает в пункт пропуска и без томительных ожиданий благополучно пересекает границу. Что мы получим? Такая система даст возможность равномерно распределить поток транспортных средств через пункты пропуска. Второе преимущество, которое предполагает система электронной очереди, это использование «сервисной зоны». Если сегодня автомобили становятся в очередь прямо на дороге, то после запуска данной системы, следуя правилам безопасности дорожного движения, мы освободим проезжую часть от большого скопления машин, создав «сервисную зону». А здесь будет возможность и отдохнуть.

Кроме того, электронная очередь позволит убрать так называемые коррупционные риски в плане покупки очередности прохождения границы. Все будет прозрачно и доступно. К слову, о доступности. По требованию Президента мы убрали все лишние контрольные службы из пунктов пропуска. Сегодня здесь работают только таможенники и пограничники. И сегодня эту методику «Две службы на границе» у нас перенимает и украинская сторона. А раз перенимают, значит, система приносит определенную пользу и имеет соответствующий интерес.

Я просто уверен, что проблему очередей мы все же победим.

Граница в цифрах

Протяженность Государственной границы Беларуси — около 3.617,555 км (с Республикой Польша — 398,624 км; Литовской Республикой — 678,819 км; Латвийской Республикой — 172,912 км; Украиной — около 1.084,2 км; Российской Федерацией — около 1.283 км). Сухопутный участок границы составляет более 2.263 км, водный — около 1.354 км. Охраняемый участок — 2.334,555 км, из которых 958,9 проходят по воде. Всего на границе установлено 3.053 пограничных знака.

Беседовал Игорь НАЙДИН

Советская Белоруссия № 199 (24829). Четверг, 15 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter