Белорусско-российские военные учения «Славянское братство — 2020» стали ответом на маневры Североатлантического альянса у наших границ

Отработали по полной


Эксперты рассматривают активизацию натовских сил у наших рубежей как один из инструментов давления на Беларусь. Причем иностранных бойцов не остановила даже пандемия коронавируса. Естественно, наша страна вынуждена адекватно отвечать на подобные действия. И не одна, а вместе со своим главным союзником — Российской Федерацией.

Сдерживающий фактор

Выступая на прошлой неделе на женском форуме «За Беларусь», Александр Лукашенко отметил, что он вынужден вместе с Президентом России, министром обороны отстроить общую защиту Союзного государства:

— И мы активизировали давно запланированное военное учение, которое проходит на западе нашей страны — «Славянское братство — 2020». Нами принято решение провести эти учения в связи с острой ситуацией в два этапа.

Участие в маневрах принимали военнослужащие Западного оперативного командования, сил специальных операций Вооруженных Сил Беларуси, ВВС и войск ПВО, ракетных войск и артиллерии, а также подразделения двух соединений Воздушно-десантных войск Вооруженных Сил России. В общей сложности в учениях было задействовано шесть тысяч белорусских и тысяча российских военно­служащих, более 600 единиц техники, в том числе около 90 танков, 350 бронированных машин, свыше 130 орудий, реактивных систем залпового ­огня и минометов.

При этом и в Минске, и в Москве сразу же дали понять, что их действия, хотя и демонстрируют мощь и боеспособность армии, не направлены против третьих стран. Любое учение — это не столько подготовка к отражению возможного нападения, сколько сдерживающий фактор. Главная цель — показать готовность и возможность отразить агрессию и обеспечить территориальную целостность, повысить уровень взаимодействия между военнослужащими двух стран.

— Совместное учение «Славянское братство — 2020» носит сугубо оборонительный характер и направлено на отработку совместных действий группировок войск в соответствии с имеющимися договоренностями Беларуси и России, а также на дальнейшее развитие интеграционных процессов в рамках укрепления обороноспособности Союзного государства, — подчеркнули в Министерстве обороны Беларуси.

Эпицентром масштабных маневров стал полигон Брестский. Отсюда до западных рубежей всего несколько километров. Впрочем, ни близость границ, ни количество войск и военной техники на учениях сегодня уже не является определяющим фактором. Аналитики отмечают, что современные условия диктуют и новые формы борьбы. В обиход вошло такое понятие, как гибридная война с акцентом на информационное противоборство. Ушли в прошлое времена, когда воевали фронт на фронт. Сейчас больше внимания уделяется противостоянию диверсионным группам, незаконным вооруженным формированиям и террористам.


В обстановке, приближенной к боевой

Собственно, на этом и был построен замысел маневров. На первом этапе спецназовцы должны были высадиться на реке Муховец, чтобы освободить гидротехнический узел от незаконного бандформирования. Условные террористы захватили объект и заняли круговую оборону. Расчет российского многофункционального беспилотного комплекса «Орлан‑10» провел разведку и вскрыл основные огневые точки боевиков. Разведгруппы спецназа провели штурм острова при авиаподдержке четырех вертолетов.

Затем театр учебно-боевых действий переместился на акваторию вблизи Бреста, где экипажам БМД, БТР и «Кайманов» предстояло форсировать реку. С заданием военные справились на отлично и без промедления направились в район выполнения задач. Заместитель руководителя учения полковник Владимир Белый высоко оценил выполнение практических упражнений:

— Розыгрыш тактических эпизодов прошел слаженно. Военные двух стран показали свои возможности по точному, «хирургическому» поражению условных террористических формирований.


На втором этапе предстояло отработать защиту границ Союзного государства в воздушном пространстве. И снова действовали в обстановке, максимально приближенной к боевой. По сценарию, вражескому истребителю (в его роли выступал ­МиГ-29) противостоял новейший Су-30. Эти самолеты поступили на вооружение белорусской армии летом и по многим боевым и летным характеристикам существенно превосходят истребители, стоящие на вооружении государств НАТО. Летчик Су-30 видит цели за сотни километров и способен поражать их с ювелирной точностью, а дальность полета без дозаправки — до трех тысяч километров.

В скоротечном воздушном бою «сушка» не оставила никаких шансов своему визави. Затем военно-транспортный самолет Ил-76 высадил группу из 26 разведчиков. Они уничтожили противника на площадке приземления и обеспечили высадку главных сил десанта вместе с военной техникой — БМД-2. Бойцы быстро и слаженно провели зачистку местности, не оставив и следа от бандформирования.


Маневры различных родов ­войск проходили также на Гожском и ­Обуз-Лесновском полигонах. Ежедневно ставились конкретные задачи в зависимости от изменения оперативной обстановки. На Ружанском авиаполигоне самолеты дальней авиации России, наши ­истребители ­Су-30, штурмовики Су-25 нанесли удары по заданным целям.

Жест доброй воли

Понаблюдать за «Славянским братством» пригласили большую группу иностранных военных атташе. Они смогли посмотреть на действия ­войск, отрабатывающих вопросы десантирования, захвата и удержания плацдарма для обеспечения контрнаступления с целью восстановления первоначального положения, а также вопросы обеспечения авиационной поддержки.



К слову, 21 сентября Беларусь направила государствам — участникам ОБСЕ информацию об учении «Славянское братство — 2020», несмотря на то что по своим параметрам данное учение не подлежит уведомлению. Информация была представлена как жест доброй воли в интересах обеспечения транспарентности военной деятельности, проводимой на территории нашего государства.

Каждое учение повышает боевой потенциал вооруженных сил и является сдерживающим фактором для потенциальных агрессоров. Поэтому держать порох сухим никогда нелишне. Прошедшие учения показали, что белорусская армия обладает высокой степенью боеготовности и боеспособности. А значит, независимость и территориальная целостность страны находятся под надежной защитой.


МНЕНИЕ

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности:

— С Россией мы выдерживаем союзный формат, поэтому наши объединенные силы всегда должны быть в готовности к решению подобных вопросов. Кроме того, надо признать, что гибридная война, о которой много говорили, нынче происходит на самом деле. Да, на наших улицах нет чужих военных. Однако есть определенные силы, которые осуществляют деструктивные действия: пытаются захватить власть, раскачивают и дестабилизируют обстановку, разрушают экономику и социальную сферу. Реагировать мы в любом случае обязаны, ведь как только обстановка выйдет из‑под контроля властей, противниками будет разыгран последний этап, который носит название «вооруженная стабилизация». На это и идет расчет. Иначе возникает вопрос: зачем стягивать к нашим границам какие‑либо вооруженные формирования? Ведь доктрина у нас оборонительная, а наступательного вооружения нет.

В ТЕМУ

Одновременно с учениями «Славянское братство» в России стартовало стратегическое командно‑штабное учение «Кавказ‑2020». 

Оно проходит на территории Южного военного округа России. В этих маневрах участвуют военнослужащие их девяти стран, в том числе из Беларуси, Армении, Китая, Мьянмы и Пакистана. Задействовано 300 единиц военной техники. От нашей страны — батальонная тактическая группа, основу которой составляют мотострелковые подразделения. Как сообщили в Минобороны России, внимание акцентировано на тактике борьбы с крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами. 

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter