Отправили по... адресу. Многодетные мамы из Минска с помощью суда доказали свое право на государственную адресную социальную помощь. Правда, на это им пришлось потратить практически год

Когда 3 октября прошлого года Ольга Петрова и Зоя Насирова отправились в Хмельницкий за покупками для семьи, они даже не представляли, что обычная поездка может превратиться в настоящую проблему. Два дня, проведенные за границей, будут расценены как выездной туризм. И в результате рассчитывать на государственную адресную помощь в виде ежемесячного пособия они не имеют права.

За материальной поддержкой в администрацию Московского района Минска женщины обратились буквально через месяц после поездки. Ведь по логике, на это они имели все основания — Ольга воспитывает одна четверых детей, находится в “декретном”, пока живет лишь на пособие. У Зои семья состоит из шестерых человек. Причем сейчас она также не работает — младшему ребенку всего 2 годика. Так что совокупный доход семьи чуть более миллиона рублей. А значит, на одного ее члена приходится менее 100 процентов бюджета прожиточного минимума.
Правда, смущал один нюанс: согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 права на ежемесячное пособие не имеют граждане, которые за счет собственных средств хоть раз в году выезжали за границу в качестве туристов. Поэтому решили уточнить этот момент в Министерстве труда и социальной защиты. Там сообщили, что поездка в Хмельницкий, как и одно-, двухдневное пребывание в России или Украине, выездным туризмом не считается. Поэтому обращаться за помощью можно. Тем более что для предоставления другого вида адресной помощи — единовременного социального пособия — такое ограничение не предусматривается.
Ольга и Зоя собрали документы и подали их в исполком. Каково же было удивление женщин, когда в декабре они получили отказ... по причине выездного туризма. Такое решение местных властей их, мягко говоря, шокировало. Многодетные мамы пытались разобраться в ситуации, однако безуспешно, и в январе в очередной раз получили ответ, что пособия им предоставлены не будут.
— Тогда мы пошли в суд, подали иск и выиграли дело, — рассказывает Зоя Насирова. — Суд признал тот факт, что права наших семей были ущемлены. И как думаете, какими были действия районной администрации? Вместо того чтобы выплатить причитающуюся помощь, исполком начал войну с двумя мамами и подал кассационную жалобу в городской суд. Однако мы выиграли и его.
Впрочем, даже после этого денег Ольга и Зоя так и не увидели, несмотря на то что в мае снова обратились за адресной помощью. На очереди было еще одно разбирательство — на этот раз протест был  направлен на имя председателя городского суда. Но и здесь отклонили все претензии администрации Московского района и оставили в силе первоначальный вердикт.
 — Да, сегодня ни для кого не секрет, что многие родители отправляются в Хмельницкий за покупками, — отмечает Ольга Петрова. — По той простой причине, что вещи там гораздо дешевле. Тем более существенной оказывается экономия, если нужно одеть не одного ребенка, а нескольких. И что получается в результате? Ты приходишь за реальной помощью. А чиновники открывают паспорт и говорят: вот он, штамп, свидетельствующий о пересечении границы Республики Беларусь. Так что до свидания. При этом не разбираясь, что и к чему. Но ведь мы же не на море отдыхали. Это была вынужденная поездка, просто жизнь заставила...
Никто не может с уверенностью сказать, что ждет его завтра. Недаром в народе говорят: “от сумы и от тюрьмы не зарекайся”. И в подобной ситуации может оказаться любая семья, даже на первый взгляд материально благополучная. При этом, не сомневаюсь, каждый человек хочет надеяться, что его проблемы попытаются понять и по возможности помочь с ними справиться.
— И ведь что обидно. Вроде и люди мы абсолютно нормальные, не алкоголики, не асоциальные элементы, воспитываем детишек,  — с болью говорит Зоя Насирова. — А чувствуешь себя человеком второго сорта. Такое впечатление, что пришел за милостыней. В суде постоянно приходилось оправдываться и доказывать, что ты абсолютно ни в чем не виноват. Вы не представляете, как это неприятно.
Впрочем, даже после трех судов в администрации Московского района уверены в своей  правоте. Мол, никаких документов нет, и никто не знает, ездили Ольга и Зоя в Хмельницкий за вещами для членов семьи или же за товарами для дальнейшей перепродажи на рынке. А адресная помощь — деньги бюджетные, они должны расходоваться строго по назначению, и контролируется это строго.
Кроме того, в администрации отмечают: решения об отказе в адресной помощи принимались в начале и середине декабре прошлого года. А разъяснения Минтруда и соцзащиты о трактовке понятия выездного туризма появились лишь в конце декабря. Возникает вопрос: почему помощь не была предоставлена и после разъяснений министерства? Администрация продолжала упорно стоять на своем, хотя точку в этом деле можно было поставить уже весной. Вместо этого бумажно-судебная волокита затянулась на многие месяцы. Причем “эпопея” продолжалась, несмотря на однозначную позицию министерства, которое стало на сторону многодетных мам.
— Мы убеждены, что такое формальное отношение к людям  недопустимо, — подчеркивает заместитель министра труда и социальной защиты Валентина Королева. — Нельзя игнорировать реальные нужды граждан, проявлять безразличие к их судьбам и потребностям, заниматься бюрократизмом и в результате подрывать доверие к самой системе социальной защиты населения. Необходимо еще раз отметить: по нашему мнению, выезд малообеспеченных граждан, в том числе из многодетных и неполных семей в Россию и Украину (тот же Хмельницкий) для приобретения на рынках недорогих товаров для собственного потребления не может рассматриваться в качестве выездного туризма, так как длительность таких поездок составляет один-два дня и, по сути, это не является путешествием.
3 октября этого года нелегкие перипетии многодетных мам наконец-то закончились. Спустя 10 месяцев после обращения они получили адресную помощь. Ольге был выплачен 1 миллион 800 тысяч рублей, Зое — 3 миллиона 526 тысяч. Но неприятный осадок остался.
— Как будто конфликт исчерпан, мы своего добились, — замечает Зоя Насирова. — Однако уверенности в том, что в похожей ситуации не окажется кто-то другой, почему-то нет. Поэтому хотелось бы, чтобы нашу историю узнали читатели “Народной газеты”. И в случае необходимости обратились за помощью, а главное — получили ее. Ведь адресную поддержку людям, оказавшимся в трудной ситуации, гарантирует государство. И это право не зависит от чиновников на местах.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter