Схитрить и победить: в мировых шахматах громыхнул очередной скандал

Отпетые мошенники

Конфликт короля и пешки: Магнус Карлсен против Ханса Ниманна

Шахматный мир опять в беспокойстве. Еще сто лет назад Илья Ильф и Евгений Петров затрагивали тему читерства среди гроссмейстеров (помните историю Остапа Бендера об Эмануиле Ласкере, с которым было совершенно невозможно играть, потому что тот обкуривал своих соперников сигарами и нарочно выбирал дешевые, чтобы дым был как можно противнее?), но с тех пор проблема плутовства за доской вышла на совершенно иной уровень — шахматная мысль, как вы понимаете, шагнула далеко вперед. 

 

 
Гром нынче грянул такой, что все перекрестились. Главный уникум, гений и феномен, лихой ферзь и бессменный чемпион мира на протяжении вот уж почти десяти лет (с 2013 года) Магнус Карлсен конкретно психанул, обвинив в мошенничестве и надувательстве 19-летнего американца голландских кровей Ханса Ниманна. Обвинил бездоказательно, основываясь исключительно на своих персональных внутренних ощущениях. Интуиция у Карлсена, конечно, хоть куда и наблюдательности ему не занимать, но достаточно ли этого для того, чтобы громко и в публичном поле назвать оппонента нечистым на руку парнем, а по сути — жуликом? Раньше в приличном обществе за такое как минимум били в морду, а как максимум стрелялись на дуэли. 

Суть конфликта такова. В начале сентября на турнире в Сент-Луисе великий норвежец, не проигрывавший на тот момент в 53 партиях кряду, неожиданно уступил совершенно неизвестному широкой публике пацану, после чего вдруг снялся с соревнований, хотя до их окончания оставалось еще шесть раундов. Комментировать свое резкое решение Карлсен не стал, но тонко намекнул на толстые обстоятельства, опубликовав в Twitter клип, в котором футбольный тренер Жозе Моуринью произносит фразу: «Если я заговорю, у меня будут большие проблемы». Вскоре соперники пересеклись вновь, на этот раз в онлайн-турнире. Действующий чемпион мира демонстративно сдался оппоненту, сделав всего один ход. Как сказал потом, «в знак протеста против жульничества Ниманна». Турнир в итоге Карлсен выиграл, после чего обратился к мировой шахматной общественности с открытым посланием, всю соль которого можно уместить в несколько фраз: «Я считаю, что жульничество в шахматах — это большая проблема и что организаторы турниров и все те, кто заботится о неприкосновенности любимой нами игры, должны серьезно подумать об усилении мер безопасности и методов обнаружения читерства за шахматной доской. Что касается меня, в будущем я не хочу играть против людей, которые неоднократно жульничали».

В  этом месте хочется воскликнуть словами Чацкого из «Горя от ума»: «А судьи кто?» Словить читера за шахматной доской не легче, чем матерого щипача в переполненном трамвае. Хотя дыма, нужно сказать, без огня не бывает. «У меня сложилось впечатление, — заявил Карлсен, — что он совершенно не был напряжен в игре со мной и даже не полностью концентрировался в критических позициях, обыгрывая меня так, как, я думаю, может сделать только горстка игроков». Ханс Ниманн, конечно, в шахматы играть умеет и, как ходит конь, знает (гроссмейстер, как-никак), но игры на уровне ультра-си, чтобы не напрягаясь и влегкую загонять, играя черными, под лавку действующего и безоговорочного чемпиона мира, от него явно не ждали. Это действительно вызывает большие вопросы. Но как доказать?

Ниманн напропалую оправдывается, строит из себя жертву и словно небезызвестный рецидивист Кирпич из «Места встречи изменить нельзя» дразнится: «Кошелек, кошелек… Какой кошелек? На, обыщи!» И ведь действительно ничего ему, кроме слов Карлсена, не предъявишь. Американец напирает на то, что если не пойман, то вроде как и не вор, и намекает, что ополчившиеся против него сторонники честной игры сами имеют немало скелетов в шкафу. «Некоторые из тех, которые намекают на то, что я играю нечестно, не так уж невинны», — заявил Ниманн. Признав, однако, что сам он ранее действительно смошенничал на нескольких онлайн-турнирах на всемирной платформе Chess.com. В глубоком юношестве. Это важный нюанс, ведь, как говорил Глеб Жеглов: «Пистолет, Володя, перевесит сто тысяч других улик». Единожды солгавши, кто ж тебе поверит. Но опять же: как это пришить к делу? 

Ханс Ниманн, конечно, тот еще шустрила, но и Карлсен, нужно заметить, в последнее время ведет себе довольно истерично, что никак не коррелируется со степенным званием шахматного короля. То говорит о потере мотивации и отсутствии соперников под стать его величеству, отказываясь защищать чемпионский титул, то вдруг набрасывается на обыгравшего его соперника, не имея на руках никаких доказательств. Между тем с читерами в классических шахматах борются давно. Специальные судьи везде и всюду сопровождают игроков, обследуют все помещения, где возможен доступ к интернету или может быть осуществлена подсказка: места для курения, туалеты... По правилам шахматистам во время игры запрещено не только пользоваться мобильными устройствами, но даже иметь их при себе в выключенном или неисправном состоянии. Иначе сразу засчитывается поражение и может последовать дисквалификация. «Туалетные» скандалы, правда, все равно нет-нет да и проскальзывают. Один из последних связан с дисквалификацией двукратного чемпиона Грузии Гайоза Нигалидзе на турнире в Дубае. Нигалидзе очень часто ходил в туалет. Его соперник Тигран Петросян проследил за гроссмейстером и узнал, что тот посещает одну и ту же кабинку. Спустя некоторое время судьи нашли за унитазом айфон, прикрытый туалетной бумагой. А в нем специальное шахматное приложение, где детально анализировалась проходившая партия. Ну а главная «туалетная» история случилась во время матча за звание чемпиона мира между Владимиром Крамником и Веселином Топаловым, когда команда болгарского шахматиста тоже обвинила россиянина в частых и длительных посещениях санузла. В итоге никто ничего подозрительного в кабинке не нашел, но осадочек, как говорится, остался.

В 2006 году Веселин Топалов и Владимир Крамник доигрались до «туалетного» скандала.

В  онлайн-шахматах, которые в нынешнюю эпоху стали очень популярными, все еще сложнее. На самых рейтинговых турнирах участники играют под пристальным оком веб-камер, но обвести этого виртуального контролера вокруг пальца для смекалистых парней вроде Ханса Ниманна дело плевое. А уж когда речь идет о валовых соревнованиях, в которых участвуют все кому не лень, то там от прохиндеев и вовсе деваться некуда. Как и во всевозможных детских соревнованиях, где уловки и подсказки личных тренеров и родителей своим воспитанникам и чадам — повсеместная история. Зал для игры, как правило, огромен, доступ к соревнованиям получить несложно, как и подойти к нужной доске, оценить позицию и сделать тайный знак. 

Так что, как ни крути, все начинается с детства. А кто прав в истории с поссорившимися Магнусом Карлсеном и малышом Хансом Ниманном, решите для себя сами. 

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter